Сибирские огни, 2004, № 6
Вдруг вырвалось пламя из топки по местному времени в шесть. Опять подтвердили раскопки, что Царство Небесное есть. Лихо, что и говорить! Однако вот авто ру этих заметок, рождённому и нын» живу щему в древнерусском краю и в городе, где археологические изыскания всегда были по вседневным делом, сии строки вовсе не ка жутся гиперболической небылью. С времён псковского детства по наши дни постоянно вижу, как учёные мужи и студенты-истори- ки в глубинных слоях почвы открывают не что тако-о-е, что и у самых завзятых атеис тов, скептиков и «западников» кружатся го ловы и лезут глаза из орбит: эти открытия доказывают близость древнейшей Руси не просто к событиям «до нашей эры», но имен но к Царству Небесному... Уверен: каждый или почти каждый читатель книги «В свето вом году» воспринимает её страницы со столь же личностным видением. Иначе её воспринимать и немыслимо. Подтверждени ем сему для меня стал авторский вечер, на который меня пригласил Кублановский и который прошёл там, где ему и должно было пройти — в московском музее Пушкина на Пречистенке. Признаюсь: ни на одном из таких вечеров минувшего десятилетия не доводилось видеть столь разномастной ауди тории — от политических зеков советских лет до откровенных противников нынешнего режима и от вчерашних и нынешних «андер- граундников», «постандерграундников» и «постмодернистов» до самых жёстких при верженцев классического реализма. Есть чему дивиться! И — нечему... Не в «много гранности» поэта тут дело: напротив: при всём разнообразии своего арсенала сти хосложения, строфики и архитектоники, при всей своей поисковой палитре этот поэт се годня является одним из самых «ствольных», цельных и бескомпромиссных среди нынеш них российских соловьев словесности. Потому что о чём бы ни писал Юрий Кублановский — он пишет о любви. Любовью пишет (той, что недаром же у нас с кровью рифмуется от веку), пишет, любя, а потому, согласно лермонтовской не отменяемой временем формуле, и ненави дя. Хотя к его творческому миру более по дошла бы «надвратная» надпись другого, французского классика, Виктора Гюго: «Го ворите мне о любви, ибо всё прочее — пре ступление». И горестно, и больно, и жутко видеть сегодня русскому поэту, сколь мно гое в окружающем мире стало и становит ся преступным, бесчеловечным именно по тому, что начисто лишено любви, сильней, чем безвоздушное пространство — кисло рода. Оттого-то столь много горечи, боли и гнева (чаще всего как бы в «капсуле» жёст кой, а порой и удалой иронии либо перчё- но-солоноватого и по-русски раблезианс кого юмора) в книге, коей веду речь. Но странно было бы, если б её автор, при его экспрессивности и темпераменте художни ка и с его динамикой слова, иначе бы, более отстранённо воспринимал нынешнюю жизнь нашу и передавал её в строке не столь напряжённой. Такого просто быть не мог ло и не может! Зато когда его лирический герой оказы вается там, где всё насыщено любовью, ды шит ею и всё ею облекает — о, какая рос кошь эмоциональных красок, полутонов и оттенков возникает на страницах этой книги, и тогда понятие «световой год» восприни маешь не в астрофизическом, а в духовном смысле. Когда человек любит, ему весь год светло, и ночью ещё светлей, чем днём. И вот одно из лучших тому подтверждений, первые две строфы из стихотворения «Зас ветло»: Когда ты засветло бываешь в потёмках дома моего и всё как будто обещаешь, не обещая ничего, и бормоча: какое счастье вдруг после чёрной полосы, расстёгиваешь на запястье соскальзывающие часы. Остановлю цитирование на середине сего любовного откровения, дабы сделать несколько необходимых ремарок. Лишь сле пой и глухой не увидят и не ощутят царству ющую здесь жарчайшую пластику слов, пе редающих состояние «счастья взахлёб». И вот тут-то Кублановский доказывает, что он идёт от лучших традиций классической оте чественной поэзии — а она насквозь про низана и пропитана чувственностью: это мерзкий миф, что русские соловьи стиха якобы чурались либо стеснялись (а то и не умели выражать) эротических нот и моти вов. Но тем и волшебен язык наш, что пи шущий на нём может показать буйство страстей через точный и выразительный образ. Как «Некрасов в «Коробейниках». Как Твардовский в «Доме у дороги». Ника кого «стриптиза» — но всё обнажено! Вот такую миссию здесь выполняют «соскаль зывающие часы», которые женщина рассте гивает на запястье — образ, становящийся символом, знамением торжествующей бли зости. Заметим, что в «Засветло» автор, из бравший для письма классический четырёх стопный ямб, мастерски пользуется лучшим (ведь ещё Пушкин это понял) качеством это 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2