Сибирские огни, 2004, № 6
мальчишек и девчонок. И это вполне понят но, достойно похвалы и товарного удовлет ворения спроса. Другое дело, что качество новой литературы для детей оставляет же лать лучшего. На стеллажах магазинов горы справоч ной литературы, учебной, научно-популяр ной, которая постоянно обновляется в связи с требованиями школьной программы. Не говоря уже о бесчисленных анкетах-песен- никах, шпаргалках с поздравлениями и тос тами на все случаи жизни, с гаданиями на картах, бобах и прочей кофейной гуще, аль бомах для девочек и всевозможных самоучи телях для мальчиков. Или серии детских ужа стиков, детективных историй и любовных романов (например, Ольга Полякова «Ку кольная любовь»). Уже, глядя на обложки этих книг, становится тоскливо от вида голозадых девочек-подростков с боевым раскрасом индейцев. Сама наблюдала в магазине, как восьми-, девятиклассницы на перебой вос торгаются ажурными колготками их ровес ницы, намалеванной на обложке книги из серии «Только для девчонок». Подобная ли тература является закономерным следстви ем современного состояния общества, о ко тором уже столько написано, что повторе ние не имеет смысла. Самое время задаться вопросом: по чему же не издают ту детскую литературу, которая со временем может стать класси ческой. Здесь выступает еще одна большая про блема — проблема творческой судьбы со временного детского писателя. То, что такая проблема существует — очевидный факт (только один Литературный институт каждый год выпускает несколько десятков писателей для детей)! Об этом пишут статьи (например, Ева Датнова. Возвращение на кухню \\ Про лог, 2002; М. Каришнев — Лубоцкий. Детс кие писатели России не нужны \\ Литератур ная Россия, 2003, № 43), об этом горюют молодые авторы. И опять же вечный тупик: «пишут все — печатают не всех, иногда печатают не тех» (Костров). Я обратилась в самые известные московские издательства (названия сообщать не буду — они известны всем) с одной един ственной целью: просила посмотреть руко писи повестей и стихотворений для детей моих знакомых начинающих детских писате лей на предмет их возможного издания. От вет получила до предсказуемости одинако вый: современную литературу для детей не издаем — нет средств на раскрутку нового имени. Даже смотреть не стали. Однако, зай дя в книжный магазин, я узрела огромное и до приторности красочное изобилие всевоз можных ужастиков, детективов и любовных романов для девочек, вышедших под эгидой отказавших мне издательств. Примерно так же дело обстоит с солидными периодичес кими изданиями для детей. Связываться же с журналами-однодневками, которых сейчас хоть пруд пруди, молодому автору опасно — реально рискуешь увидеть свои творения под фамилиями совершенно посторонних тебе людей. Кроме того, следует еще учесть и то, что у москвичей, в отличие от провинциальных детских писателей, все-таки больше шансов пробиться в издательские дебри и на страни цы периодики. В конечном итоге почти все упирается в финансирование. И это несмотря на то, что в марте 2002 года В. В. Путин на заседании Государственного Совета по культуре при Президенте РФ призвал издателей больше печатать детских книг, просил о поддержке современных российских детских писателей. Последние несколько лет журнал «Колобок» проводит конкурс на лучшее произведение для детей, но его победитель широким кру гам общественности представлен так и не был. Конкурс «Алые паруса», объявленный Минпечати, тоже особо делу не поможет. Нужно несколько конкурсов, и их должны объявить сами издательства, как это делает ся «во «взрослой» литературе». Но издатель ства на удивление нелюбопытны до новых писателей — кому нужен кот в мешке? Вот и вынуждены те, кто мог бы создать новых Незнаек и Денисок, тратить свои талант и время на ужастики, детективы, розовые ро маны. Или же (что еще хуже) на «продолже ние» приключений всем знакомых героев. Примером тому может стать С. Сухинов, «дописывающий» книги А. Волкова. Сразу вспоминаются всевозможные «народные» продолжения сказки о бедной сиротке Зо лушке, в которых после свадьбы благород ный и хорошо образованный Принц поми рает со скуки в обществе безграмотной де ревенщины Золушки, ко всему прочему еще и помешанной на чистоте... Существует также, так называемая, «ли тература потомков» — всевозможные про должатели-родственники, однофамильцы, а чаще всего прикрывающиеся псевдонимом «дельцы» рекламного брэнда. Интересные же и оригинальные повес ти, романы, рассказы и стихотворения мо лодых авторов так и состарятся в рукописях, как в сказке о потерянном времени.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2