Сибирские огни, 2004, № 6

мальчишек и девчонок. И это вполне понят­ но, достойно похвалы и товарного удовлет­ ворения спроса. Другое дело, что качество новой литературы для детей оставляет же­ лать лучшего. На стеллажах магазинов горы справоч­ ной литературы, учебной, научно-популяр­ ной, которая постоянно обновляется в связи с требованиями школьной программы. Не говоря уже о бесчисленных анкетах-песен- никах, шпаргалках с поздравлениями и тос­ тами на все случаи жизни, с гаданиями на картах, бобах и прочей кофейной гуще, аль­ бомах для девочек и всевозможных самоучи­ телях для мальчиков. Или серии детских ужа­ стиков, детективных историй и любовных романов (например, Ольга Полякова «Ку­ кольная любовь»). Уже, глядя на обложки этих книг, становится тоскливо от вида голозадых девочек-подростков с боевым раскрасом индейцев. Сама наблюдала в магазине, как восьми-, девятиклассницы на перебой вос­ торгаются ажурными колготками их ровес­ ницы, намалеванной на обложке книги из серии «Только для девчонок». Подобная ли­ тература является закономерным следстви­ ем современного состояния общества, о ко­ тором уже столько написано, что повторе­ ние не имеет смысла. Самое время задаться вопросом: по­ чему же не издают ту детскую литературу, которая со временем может стать класси­ ческой. Здесь выступает еще одна большая про­ блема — проблема творческой судьбы со­ временного детского писателя. То, что такая проблема существует — очевидный факт (только один Литературный институт каждый год выпускает несколько десятков писателей для детей)! Об этом пишут статьи (например, Ева Датнова. Возвращение на кухню \\ Про­ лог, 2002; М. Каришнев — Лубоцкий. Детс­ кие писатели России не нужны \\ Литератур­ ная Россия, 2003, № 43), об этом горюют молодые авторы. И опять же вечный тупик: «пишут все — печатают не всех, иногда печатают не тех» (Костров). Я обратилась в самые известные московские издательства (названия сообщать не буду — они известны всем) с одной един­ ственной целью: просила посмотреть руко­ писи повестей и стихотворений для детей моих знакомых начинающих детских писате­ лей на предмет их возможного издания. От­ вет получила до предсказуемости одинако­ вый: современную литературу для детей не издаем — нет средств на раскрутку нового имени. Даже смотреть не стали. Однако, зай­ дя в книжный магазин, я узрела огромное и до приторности красочное изобилие всевоз­ можных ужастиков, детективов и любовных романов для девочек, вышедших под эгидой отказавших мне издательств. Примерно так же дело обстоит с солидными периодичес­ кими изданиями для детей. Связываться же с журналами-однодневками, которых сейчас хоть пруд пруди, молодому автору опасно — реально рискуешь увидеть свои творения под фамилиями совершенно посторонних тебе людей. Кроме того, следует еще учесть и то, что у москвичей, в отличие от провинциальных детских писателей, все-таки больше шансов пробиться в издательские дебри и на страни­ цы периодики. В конечном итоге почти все упирается в финансирование. И это несмотря на то, что в марте 2002 года В. В. Путин на заседании Государственного Совета по культуре при Президенте РФ призвал издателей больше печатать детских книг, просил о поддержке современных российских детских писателей. Последние несколько лет журнал «Колобок» проводит конкурс на лучшее произведение для детей, но его победитель широким кру­ гам общественности представлен так и не был. Конкурс «Алые паруса», объявленный Минпечати, тоже особо делу не поможет. Нужно несколько конкурсов, и их должны объявить сами издательства, как это делает­ ся «во «взрослой» литературе». Но издатель­ ства на удивление нелюбопытны до новых писателей — кому нужен кот в мешке? Вот и вынуждены те, кто мог бы создать новых Незнаек и Денисок, тратить свои талант и время на ужастики, детективы, розовые ро­ маны. Или же (что еще хуже) на «продолже­ ние» приключений всем знакомых героев. Примером тому может стать С. Сухинов, «дописывающий» книги А. Волкова. Сразу вспоминаются всевозможные «народные» продолжения сказки о бедной сиротке Зо­ лушке, в которых после свадьбы благород­ ный и хорошо образованный Принц поми­ рает со скуки в обществе безграмотной де­ ревенщины Золушки, ко всему прочему еще и помешанной на чистоте... Существует также, так называемая, «ли­ тература потомков» — всевозможные про­ должатели-родственники, однофамильцы, а чаще всего прикрывающиеся псевдонимом «дельцы» рекламного брэнда. Интересные же и оригинальные повес­ ти, романы, рассказы и стихотворения мо­ лодых авторов так и состарятся в рукописях, как в сказке о потерянном времени.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2