Сибирские огни, 2004, № 6

Виктория МОЖНАЯ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ Современная литература для детей, как и любой другой объект купли-продажи, от­ ражает состояние и нюансы рынка. А зна­ чит, рекламный брэнд имеет место быть. Попробуем выяснить, что предлагает­ ся сегодня детям и их родителям? Продавцы книжных магазинов говорят, что покупают, в основном, «то, что читали мы» — то есть то, что было написано еще 20, 50, 100 лет на­ зад, и снова переиздано уже в XXI веке. При­ чем список классики постепенно расширил­ ся: после того, как уже все прочитали и ску­ пили Михалкова, Маршака, Чуковского, Бар- то, стали переиздавать тех, кто творил рань­ ше или позднее, кто шел параллельно, но был незамечен или забыт. В типографию и на книжные полки пу­ щено все более или менее приемлемое и давно известное — от русских народных ска­ зок и сказок Пушкина, Перро, братьев Гримм до написанного в советское время. Причем частенько реабилитируя и соци­ альную атрибутику тех лет — пионеров, ком­ сомольцев, вожатых пионерских отрядов, а также дореволюционный институт жандар­ мерии, преуспевший в розыске вражеских шпиков. Это издают с полной уверенностью, что все раскупят, увидев незнакомую фамилию автора, броскую обложку, запоминающее­ ся название. Тут-то и начинается захватыва­ ющий процесс делания из мухи (Цокотухи?!) слогана. Из отечественной классики для детей переиздают сейчас в основном мэтров — от Обручева и Ефремова до Кассиля, Пановой, а также более молодое поколение: Крапивин, Алексин, Сотник, Успенский, Соломко. Ма­ териал этот проверен читателем и временем, а значит, выгоден издателю и реализатору. В подобном обращении к классике есть, конечно, много плюсов: современный ры­ нок диктует условия, при которых на полках магазинов должен присутствовать товар на любой вкус и цвет. К людям нужно возвра­ щать достойные произведения прошлого, имена талантливых писателей, которые по тем или иным причинам были подзабыты, чьи произведения давно или вообще не пе­ реиздавались — этого требует литературный вкус современного читателя, более того — этого требует справедливость. Мы выросли на этой литературе, по стихотворениям Ток­ маковой, Барто, Благининой, Мориц, расска­ зам Драгунского мы учились постигать исти­ ну жизни. Мы думали, фантазировали, совер­ шали подвиги вместе с маленькими героями этих книг. Эти произведения когда-то (я еще захватила те времена) — в пору бескнижья —- читатель искал по библиотекам или обмени­ вал на макулатуру — по 1-2 книги за горы отработавшей свой срок бумаги. Однако многие тексты, подгребенные издателями по сусекам, устарели фактоло­ гически: изменились названия городов, улиц, природа, техника, цены, идеология, в конце концов, изменилась! Например, «Зона дей­ ствия» — повесть для детей моего земляка, сибиряка Блинова, об основании Западно­ сибирского металлургического комбината в родном для меня Новокузнецке — это уже энциклопедия по топонимике города. Сейчас эту самую «зону действия» описанной исто­ рии днем с огнем не сыщешь (если она, вооб­ ще, не была частью писательского вымысла). Подобный переизданный текст придется снаб­ жать примечаниями и комментариями, снос­ ками, либо редактировать (что нарушит пра­ ва автора), потому что детали ушедшего в прошлое быта для современных читателей — пустой звук, не вызывающий должных ал­ люзий или даже искажающий смысл, лите­ ратурное достоинство, идею текста. Подобная реальность ярко свидетель­ ствует о необходимости пополнять все бо­ лее истощающийся запас детского чтения, а не жить старым жиром. Хотя резервы для дальнейшего переиз­ дания классики еще далеко не исчерпаны: есть, например, национальная литература СССР (Нодар Думбадзе, Фазиль Искандер, Анвер Бикчентаев, Нелли Матханова и др.), и литература зарубежья (Баум, Диккенс, Льюис и т.д.). Главное, не перегнуть палку, не увлечься «реанимацией» (или даже «ре­ инкарнацией») литературы, уже написан­ ной, — слишком велик риск загубить «лите­ ратурное «акушерство» (Ева Датнова). Современным читателям хочется видеть в книге свое время, героев — современных 199

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2