Сибирские огни, 2004, № 6
аморальны, в меру безразмерны — в об щем, современны. Слово, вообще-то, по от ношению к литературе ругательное. То есть разрешающее ругаться. «И гордиться шта нами на лямках», — проводил я глазами пос леднюю строку этой кривляющейся подбор ки. Рассказ «Любоф» Нины Горлановой, соавтора В. Букура по знаменитому «Рома ну воспитания». В героях здесь ходит инфан тильная девица Варя, естественно, пермяч ка, как и сама автор. Но больше запоминает ся постоянная усмешка повествователя, до ходящая до насмешки над простонародьем. На том и построен этот рассказ на чеховс кий сюжет «попрыгуньи». У Чехова, конеч но, лучше. А так рассказ хороший. ГЛАВА7,вкоторойавтор невыдерживаетвыбраннойроли И тут я словно проснулся. Не довольно ли корпеть над «Знаменем», если им нельзя ознаменовать успехи нынешней литературы и водрузить над кипами книг и журналов в знак победы? Но кого над кем? С. Чуприни- на над А. Прохановым и Д. Ольшанским («как и положено либералу», он проявляет к ним «преизрядную снисходительность» — уверенность сильного или похвальба?) в ста тье «Свободные радикалы»? Москвичей над провинциалами (если уж свои «малодаро виты», то что уж тогда другие — так и вопиет между строк статьи)? Книги над «толстым» журналом («Биг-бит», «Искренне ваш Шу рик» свежие примеры упреждающего вы хода произведений книгой и запаздывающе го — в журнале)? Короткомыслия над чест ной, додуманной до конца — до нравствен ного итога — мысли? Если так много вопросов к авторам «Знамени», то вряд ли этот журнал может быть во главе литературного процесса. Но кто его может возглавить? А почему обяза тельно журнал? Ведь в них ныне — царство эклектики, в зависимости от конкретного номера и пасьянса авторов. Не журнал, а произведение. Н. Иванова в помянутой статье вяло перечислила све жие романы А. Кабакова, Н. Климонтовича, В. Попова, А. Дмитриева, М. Вишневецкой. И вдруг — Валентин Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана». Уверен, что если и брала кри тикесса в руки №11 «Нашего современни ка» за прошлый год, то, наверное, по Мая ковскому: «Берет — как бомбу, берет — как ежа, как бритву обоюдоострую, как грему чую в двадцать жал змею двухметроворос- тую». Ведь отчаявшаяся Тамара Ивановна у Распутина стреляет не просто в какого-то кав казца, не просто в российское правосудие, а во всю систему ценностей, а вернее мерзос тей, которую только по ошибке назвали де мократической. И не только Тамара Ивановна. Вся мяг кая, добрая, мудрая, как его знаменитые ста рухи, женская, без углов и резкостей распу тинская проза в этом произведении стреляет в своего антипода — из мата, инстинкта и компьютерного вируса сделанную литера туру. Это ж надо было довести! Характерная деталь: Тамара Ивановна стреляет в кавказ ца сквозь хозяйственную сумку, оружия мы так и не увидим. Будто стреляет не оно, а весь уклад жизни униженных и оскорбленных: «Сумка грохнула выстрелом». Бедность стре ляет в сытость. Это страшно, когда убивают не ружья, а сумки. Это приговор. Но Н. Ивановой дороже другие, те, кто пробавляется занимательной арифметикой. Остальные — «телесные метафоры». Вот и оказывается у нее В. Распутин со своей стреляющей правдой жизни между словес ной рукодельницей М. Вишневецкой и «за бавным и непритязательным» (С. Чупринин) А. Геласимовым. Вот и конец моему короткомыслию. То есть оно, конечно, не мое, а Ксанфа. И толь ко в том смысле, что в этом дневнике я обя зал моего соавтора быть предельно корот ким в своих оценках. Ибо сила воздействия произведения на «оценщика» равна «силе» и размеру этой оценки. Возможно и не уда лось нам двоим до конца воплотиться в лите ратурный динамометр. А может, и не оце нили мы всей меры «иноприродности» но вой литературы, не случайно прозванной кем-то «другой». В надежде предпринять вскоре еще одно «плавание» по литератур ным морям, и позволю себе закончить этот обзор. А вдруг в следующий раз повезет больше?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2