Сибирские огни, 2004, № 6
объяснение вполне телесным «прелестям» в романе своего протеже. «Мир источает насилие — особенно так называемый дело вой или политический мир. И Маканин, и Сорокин, и Пелевин описывают это через агрессию против тела». Ура! Теперь совре менным прозаикам разрешено описывать все телесные гадости, ибо таков окружаю щий мир, принявший вид криво ухмыляю щейся семерки, мир агрессии, насилия, бес стыдства. «Знамя» теперь в лице его главно го идеолога позволяет. При этом карт-бланш выдается лишь избранным, а прочим, таким, как В. Маканин, — стыдно. Позволил он вы разить свое отношение к событиям октября 1993 г. телесной метафорой в рассказе «Без политики» («Новый мир», 2003, № 8 ), и Н. Иванова уже недовольна: «проза, носящая явный политический характер — при всей ее внешней обманной физиологичности». Остается лишь заклеймить прозу В. Макани- на «скабрезной» и уличить в намерении «пе- ресорочить Сорокина и перепелевить Пеле вина». Вот что делает с человеком увлечен ность предметом своего почитания — пере вернуто с ног на голову, поставлено, изви ните, задом наперед то, с чем надо бы адре соваться к ВОП. В том числе и по части «пе- ресорочить». А «перепелевил» себя сам же Пелевин. Уход Степана Михайлова в бега не есть ли подсознательное желание убежать от себя самого. Но оглянется ли он, как Лотова жена на горящие Содом и Гоморру, кото рые он устроил в последнем романе, чтобы застыть соляным столбом навеки, в укор са мому себе? Лучше бы не оглядывался. ГЛАВА5,гдеавторнебезтруда возвращаетсявпрежнеплавание Однако, может, зря я все это? Еще в рет рограды запишут, замшелым и примитив ным типом из «коммуно-патриотического» журнала обзовут. Может, пока не поздно вырвать эти страницы из дневника и попро бовать «попасть в резонанс пелевинской прозе»? Последние слова я вычитал из июль ского (опять цифра 7!) номера «Вопросов литературы» за 2003 г. Взял я их в руки в ми нуты сомнения в своей правоте, с честным намерением оказаться неправым, но понять, за что же так все-таки любят ВОП умницы из «Знамени». Начав с конца статьи М. Сверд лова (может быть, такой «обратной логикой» чтения пойму его?), я и обнаружил уже про цитированные слова о резонансе. А тем, кто не попал в него, пишет далее автор, «очень трудно объяснить, почему «приколы» не смешат, а кроссворды не увлекают, почему хочется закрыть книгу («Чапаев и Пустота». — В. Я.), наткнувшись на фразу: «Чапаев комментировал одно место из Сведенбор га. ..». И слава Богу, что мы с литературове дом из «ВЛ» совпали в поисках источника пелевинских псевдочар в числах. Правда, это не какие-нибудь жалкие 3 + 4 = 7, а «Пи», число чисел, попавшее в название предыду щего романа «Поколение Пи». Прав М. Свер длов: не «сатира», не «пророчество» и не «утверждение власти» главенствуют у ВОП, а «бесконечная десятичная дробь как сим вол скуки» — «бессмысленный набор од них и тех же приемов». Обрадовался совпадению, хотя искал возражений. Листаю последовательно назад, и опять: «Посредством игры слов писатель добивается «внедрения» своих книг и «вов лечения» читателя». А я о чем говорил! За манивает дешевыми каламбурами в дебри своих романов, как гуру мантрами, а затем окунает в сортир. «И когда читатель, доверившись автору, уже захвачен реальностью происходящего, действие начинает приобретать все более сюрреалистические черты и, достигнув апо гея абсурда, вдруг обрывается и переносит ся на сто лет назад, в палату для душевно больных...». Это уже другой автор «ВЛ», Е. Пронина, которая едва начав, с анализа ро мана «Чапаев и Пустота», тут же подтверди ла мои слова о «ДПП». Долистываю до на чала статьи и с ужасом читаю ее название: «Фрактальная логика Виктора Пелевина». Ужас вызывает термин, смахивающий на психиатрический. И хоть позже разъясняет ся, что это термин из «фрактальной геомет рии» («фрактал -— структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому», «или самоповтор»), меня не разу бедишь, что к нормальной логике это имеет хоть какое-то отношение. Может, здесь скрыта вездесущая ирония? Читаю, но не нахожу ничего подобного, кроме рассуждений о «нелокальной личности» (это «подлинное открытие Пелевина»), «беспредельной сво боде визуализации», о какой-то «стохастич- ности» и, разумеется, о «NET-мышлении». Заглядываю в сноски — там сплошь психо логи или психотерапевты: «Руффлер М. Игры внутри нас. М., Изд-во Института психотера пии», «Чеботарева Н.Д. Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы...», еще какие-то две женщины, на писавшие явно «психическую» работу о «стратегии самопрезентации в Интернете и их связи с идентичностью». Имеет ли это от ношение к литературе? Или признак профес сионализма в литературоведении состоит сейчас в применении к искусству методов теоретических и прикладных наук? Правда, психология и смежная с ней психиатрия со времен Ч. Ломброзо и М. Нордау говорит о литературе расшатанных устоев очень нели цеприятные вещи. Можно тут вспомнить 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2