Сибирские огни, 2004, № 6
А пока скольжу мимо поэтического «биг-бита» в исполнении Александра Леон тьева, мигом напомнившего Сашу Черного: «Кто стоял на четвереньках,\ И в пустой квар тире выл,\ У кого на мысль о деньгах Не хва тает больше сил...\ Кто молился после тра- ха,\ Кто и плакал и жевал...». Похоже на за полнение пауз между «серьезными» жанра ми. А что, глубокая мысль, надо ее развить. Ведь стихи возникли как игра слов в созву чия, то есть рифмы, за которой последовали игра в трубадуров, рыцари, прекрасных дам, и в любовь тоже. Потом уже, сравнительно недавно, этой игре стали придавать смысл (без монахов тут явно не обошлось). Даже у Пушкина отголоски этой средневековой игры дают себя знать: «Евгения Онегина» можно понять ведь и как проигрывание Пушкиным ситуации своей любви — венча ния — свадьбы — гибели. И он ее действи тельно проиграл. В обоих смыслах. В такой задумчивости пролистываю чьи-то «индий ские» рассказы и «иранские» стихи, один из которых зацепил своим названием: «Молит ва». Опять! Вгляделся, убеждаюсь, что об Иране. Но как ехидно: в мусульманском «Алла!» поэту слышится вульгарное «Алло!». И это об исламе, фаворите среди нынешних религий — вялого христианства, мирного буддизма, блюдущего свою свя тость архаичного иудаизма. Не верится что- то в это ерническое «Алло!». Вряд ли это кощунство, скорее все та же игра. Вот и в рассказе Олега Ждана бросают ся в глаза все те же словесные игрища. Уж очень откровенно его «Ы-а-о-у» — назва ние рассказа, претендующее на символ чего-то невразумительно-мычаще-напы- щенного, как звук промчавшегося мимо ге роев правительственного авто в финале рас сказа — рифмуется с фамилией А. Лукашен ко, белорусского президента. Учуяв предвзя тость, обрываю чтение. ГЛАВА3,гдекавторуприходят озарения И тут-то и приходит вместо раздраже ния и недоумения спасительная мысль, объясняющая литературные забавы и безоб разия в «Знамени»: короткомыслие! Как не желание напрячь память и совесть, вдумать ся, сопоставить мнения, из которых един ственно верным признается только свое, лич ное. И потому скукоживается проза, не затрудняющая себя мотивировками мыслей и поступков, а следовательно, и сюжетом, за меняемым фрагментами. Характеры геро ев тоже становятся куцыми, сиюминутны ми, без предысторий и перспектив — будто обузой для автора. Автор же занят тем, как бы поскорей, едва начав произведение, за кончить его. И тут ему на выручку приходят парадоксы, лексико-фонетические нелепос ти, разного рода намеки и экивоки, за кото рыми все та же игра, игра, игра. У Шекспира хоть было «слова, слова, слова». Теперь и они обесценились, осталось только бессмыс ленное: биг-бит и ы-а-о-у. Приходится срочно менять свое недав нее мнение о стихах как паузах между про зой и поэзией. Меня опять озаряет: да ведь только стихи и могут быть в ситуации «ы-а- о-у» главной «прозой» в «Знамени». Благо, дозволяется играть смыслами и словами по закону рифмы — были бы хотя бы прибли зительные созвучия, а смысл придет. Может быть, когда-нибудь. А не придет, тоже хоро шо. Нахожу у Юрия Серебряника в №8 риф- моид «квартире — Бастилий» в подтвержде ние инфантильности игры, ленящейся даже точное созвучие найти. Зато какой-то «смыс- лоид» появляется. Надо ли углубляться в это стихотворение, если и так ясно, что лиричес кий герой здесь покорно ждет поражения в предстоящих революциях и войнах? Ну раз ве что отметить характерное для творческо го кредо «Знамени» двустрочие: «Искать дороги в мир, а находить рассказы,\ легенды и стихи без смысла и конца». Интересно, что императив смысловой сочетается тут с грам матическим — неопределенностью глаголь ной формы. И еще с обреченностью автора на литературу «без смысла и конца». И тут меня опять озаряет: они, «знаменцы» пото му и заканчивают свои произведения быст ро, что оказываются вдруг с глазу на глаз с пустотой, которую сами же и накликали. Чем? Тем, что упростили мир до частной собственности на его описание и, в конеч ном итоге, списание. Вот и получается мир у них «коротким». А все, что за пределами «я» — бездна. Пусто там, огромно, стран но и страшно. Прямо-таки «обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Инстинкт само сохранения и нашептывает тогда автору: «По скорей ставь точку, а то ОБЛОмишься». Впрочем, способов спастись от кошма ра мира, выходящего за пределы своей ин дивидуальности (т.е. того, что, собственно и является миром, жизнью, реальностью), вро де бы придумано немало. Один из них — укорачивание памяти о нашем советском прошлом. Из «Записок пожилого человека» Л. Лазарева видно, что можно заиметь та кую персональную оптику, такое воззрение на мир, что, как на него ни посмотри, уви дишь только то, что тебе хочется. Не так на писал М. Бубеннов о В. Катаеве, не то сказал С. Буденный однажды в Екатеринославе («по рассказу мамы»!), и «оптика» у Л. Лазарева уже готова, с годами окостеневая в коротко мыслие «демократических» убеждений. При этом автор, сам над собой то ли иронизи руя, то ли в чем-то себя убеждая, называет 192
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2