Сибирские огни, 2004, № 6
идейному, смысловому, эмоциональному. Или роковое быстрописание создает лишь фантом произведения — видимость массы при отсутствии содержания? А если «протя женность» произведения, адекватная его не большой массе, невелика, то значит ли это, что в произведении возрастает удельный вес смысла? Оказывается, что и это не всегда так. Быстропишущий удивительно упорен в сво ем стремлении наращивать массу за счет смысла даже в размерах одного предложе ния. Так уж он устроен: вся его энергия ухо дит на создание либо видеовпечатления, либо заведомой бессмыслицы, что, в общем- то, одно и то же. Нужна ли таким «интеллек- туалам-наоборот» большая масса их произ ведений? Как правило, не нужна. И вот он вам, читатели «толстых» журналов, еще один парадокс: в этих бывших (по заслугам) «тол стых» журналах мы имеем обилие «тонких», т.е. небольших (куцых, коротких, мелких и т.д.) произведений. А что, и писать, и читать, и усваивать их проще и удобнее, чем, скажем, классику. Убедимся в этом на практике. ГЛАВА2,щенашновыйавтор беретсязадело Начинать же исследование быстрописа- ния и короткомыслия надо, безусловно, со «Знамени» — журнала, зело умного, но больного гордыней ума, что тот демократ на воеводстве. В ряду других — голубогла зого старца по имени «Новый мир», старо образного юноши «Октября», красногвар дейца в белом кителе «Нашего современни ка», бродсковатого интеллигента с пейсика ми «Звезды» — «Знамя» смотрится удачли вым до поры до времени Чичиковым. Он действительно, «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Нельзя так же сказать, продолжим мы Гоголя, чтобы он был очень учен, но и не так, чтобы уж очень невежествен, вроде и не густопсовый модер нист, но и опять же не классический реалист. Что же это за диво такое литературное: «мер твая душа» демократии, фигура фикции чах лого российского либерализма, «заколдован ное место» немереной свободы пера, из кру га которого уже не выйти тем, кто хоть еди ножды там напечатался, или еще что-то, сло вом и умом не постигаемое? Открываю седьмой номер «Знамени» за 2003 год. Почему 7-й — объяснится поз же. В скобках отмечу, что без мистики сак рального числа и причастного ей одного популярного писателя здесь не обошлось. И хоть, открывая первые страницы, на всякий случай перекрестился, но сразу же и окстил- ся: Светлана Кекова уже на третьей странице евангелически вещает: «Вот уже подошла неделя о Страшном Суде — И сегодня Спа ситель овец отделяет от козлищ». Неужто проблески покаяния в ожидании расплаты? Догадываюсь, что это чувство вины. Прав да, сублимированное, как и полагается тру соватому интеллигентскому уму, и библей ски оформленное в стих. Бегу взглядом по толстым строфам сей высокоумной поэзии и радуюсь подтверждению своей догадки в другой строке: «Я сравняюсь с землей в по каянном поклоне земном...» Все. Больше некогда. Надо приберечь сил для дальнейшего чтения. «Знамя» — журнал не для слабонервных. Натыкаюсь на «роман-мартиролог» Юрия Арабова «Биг-бит» и вижу, что не ошибся в своем определении журнала. Сби вает с толку странное сочетание двух терми нов в названии: безбожно-англоязычного, порочно-музыкального и загробно-латинс кого, мрачно-торжественного. Далее, по мере чтения, недоумения — мои и писателя — множились, ширились, набегая друг на друга, постепенно складываясь в роман, и мое представление о нем как романе о юных оболтусах конца 60-х, создавших первую в СССР рок-группу, о которой чудом узнали сами «битлы». То, что героя зовут Фет (со кращенное от «Фетисов»), вроде и мелочь, но мысли тоже путает: причем здесь вели кий лирик 19 века, которому музыка «бит- лов» — что скрежет зубовный в его усадеб ном раю, среди «шепота, робкого дыхания и трелей соловья»? Страница, десяток, еще десяток — и ничего особенного. Кроме диа логов согруппников, рожающих свой «биг бит» из глумливого сочетания советских пе сен Бабаджаняна и Пахмутовой «По переул ку бродит лето...» и «И снег, и ветер, и звезд ночной полет...». В главе четвертой вдруг появляются «битлы», доведенные своей же шизофренической музыкой до гипершизоф- ренического состояния. Оно же сатаническое: «Демонов мы привлекаем, а не ангелов», — говорит кающийся, как С. Кекова, Джордж Харрисон. Характерно, что новую песню они сочиняют, проигрывая пластинку Г. Гульда в обратном направлении. Сатана ведь и тоже своего рода Бог, «проигранный» наоборот. «Неужели получится? Опять? Из ничего? Из дури?» — как хотите, но эти слова не только внутренняя речь Маккартни-Арабова, но и каждого второго автора «толстых» журналов и глянцевых книг. Впрочем, Ю. Арабов, хоть и тасует в своем романе Фета и «битлов» с похотливым отчимом и нечаянно сюда при блудившимися Брежневым и Андроповым, но чувствуется, что автора волнует нечто большее, чем простое, как мычание: «биг бит». № 8 , где печатается окончание романа, покажет, верно ли это предчувствие. 191
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2