Сибирские огни, 2004, № 6
КРИТИКА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. БИБЛИОГРАФИЯ Владимир ЯРАНЦЕВ КОРОТКОМЫСЛИЕ Дневник читателя «толстых» журналов ГЛАВА1,гдеавторпризнается всобственномраздвоении Выглядит парадоксально: в наше время, в которое, говорят, перестали читать, книг и книжной продукции выпускается больше, чем во времена «самой читающей страны». Это заметно даже не вооруженным статис тикой взглядом. А впрочем, почему бы и не привести некоторые цифры. Тем более что они спо собны впечатлить и, может, заставить читать до тех пор не читавших. Тем более что у кри тиков теперь принято начинать свои обзор ные статьи со статистики, как Наталия Ива нова в «Знамени» №1 за 2004 год. А цифры тут приводятся, без преувеличения, шокиру ющие: «В России лицензировно — вместо 190 крупных государственных издательств — примерно 15 тысяч, подавляющее большин ство которых — частные»; всего за год «вы ходит более 70 тысяч названий новых книг», и по их количеству «мы обогнали США, Францию, Германию». Критику, привыкше му к обстоятельным, «копающим» текст об зорам, тут делать нечего. Он на положении современного Ксанфа, которому Эзоп-ре- дактор и книгоиздатель предлагает выпить море. Но зачем его пить, скажет такой «Ксанф», т. е. по старинке скрупулезно ана лизировать, если можно просто переплыть. При этом обзор открывающихся «морских» просторов неизбежно примет форму и по добие судового дневника. И поскольку я, как человек сугубо сухопутный, вести такие дневники не компетентен, то передаю слово своему литературному двойнику, кажется более сведущему в этом нелегком деле. Зо вут его, по случайному совпадению, тоже Ксанф. Может, это и псевдоним, мне сие неведомо. Есть во всей этой мореобразности кни гожурнального чтения и чтива, о которой го ворил мой соавтор, еще один важный ню анс. Количество книг, предлагаемое писате лями и издателями, рождает у другой части человечества не проблему выбора, как пи шет Н. Иванова, а проблему скорости. На наших глазах формируется спровоцирован ный рынком феномен скоро(быстро)чтения, уже зафиксированный на Западе. Вот каким видится он Зигриду Леффлеру из Германии («Знамя», 2003, №11): «Мы видим, что при вычки читателей коренным образом изме нились — от прочтения к быстрочтению, к чтению лакомых кусочков. Как показывает статистика, все больше людей читают книги так, как смотрят телевизор. Щелкают тексты, как программы». В общем, феномен этот скорочтенчес- кий, оказывается, не так уж замысловат: боль шая часть книжной продукции является пло дом перевода телевидеоряда на бумагу. И это порождает другой феномен: не сосредото чение мысли и напряжение внимания чита теля, а их прогрессирующее расслабление. В свою очередь, писателей это подстегивает и настраивает на быстрописание. Так мож но и формулу общения автора и читателя с книгой вывести: Быстро(скоро)писание — Быстро(скоро)чтение — Быстро(скоро)кри- тикование. Хотя 3. Леффлер и говорит о том, что «подавляющая часть книжной продук ции недосягаема для классической литера турной критики», «обладает иммунитетом от литературной критики». Позволим себе усомниться. В чем нас убеждает только что открытая закономер ность: скорости рождения должна соответ ствовать и скорость усвоения данного тек ста. Е, так сказать, = М С квадрат. Т.е. энергия умственного напряжения читателя, а тем более критика, должна соответствовать «мас се» читаемого произведения и скорости его создания писателем, взятая в квадрат. Так, в мире почти физических величин, невольно возрастает значение «массы» про изведения. Всегда ли соответствует его раз мер, в смысле протяженности, его заряду — 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2