Сибирские огни, 2004, № 6

КРИТИКА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. БИБЛИОГРАФИЯ Владимир ЯРАНЦЕВ КОРОТКОМЫСЛИЕ Дневник читателя «толстых» журналов ГЛАВА1,гдеавторпризнается всобственномраздвоении Выглядит парадоксально: в наше время, в которое, говорят, перестали читать, книг и книжной продукции выпускается больше, чем во времена «самой читающей страны». Это заметно даже не вооруженным статис­ тикой взглядом. А впрочем, почему бы и не привести некоторые цифры. Тем более что они спо­ собны впечатлить и, может, заставить читать до тех пор не читавших. Тем более что у кри­ тиков теперь принято начинать свои обзор­ ные статьи со статистики, как Наталия Ива­ нова в «Знамени» №1 за 2004 год. А цифры тут приводятся, без преувеличения, шокиру­ ющие: «В России лицензировно — вместо 190 крупных государственных издательств — примерно 15 тысяч, подавляющее большин­ ство которых — частные»; всего за год «вы­ ходит более 70 тысяч названий новых книг», и по их количеству «мы обогнали США, Францию, Германию». Критику, привыкше­ му к обстоятельным, «копающим» текст об­ зорам, тут делать нечего. Он на положении современного Ксанфа, которому Эзоп-ре- дактор и книгоиздатель предлагает выпить море. Но зачем его пить, скажет такой «Ксанф», т. е. по старинке скрупулезно ана­ лизировать, если можно просто переплыть. При этом обзор открывающихся «морских» просторов неизбежно примет форму и по­ добие судового дневника. И поскольку я, как человек сугубо сухопутный, вести такие дневники не компетентен, то передаю слово своему литературному двойнику, кажется более сведущему в этом нелегком деле. Зо­ вут его, по случайному совпадению, тоже Ксанф. Может, это и псевдоним, мне сие неведомо. Есть во всей этой мореобразности кни­ гожурнального чтения и чтива, о которой го­ ворил мой соавтор, еще один важный ню­ анс. Количество книг, предлагаемое писате­ лями и издателями, рождает у другой части человечества не проблему выбора, как пи­ шет Н. Иванова, а проблему скорости. На наших глазах формируется спровоцирован­ ный рынком феномен скоро(быстро)чтения, уже зафиксированный на Западе. Вот каким видится он Зигриду Леффлеру из Германии («Знамя», 2003, №11): «Мы видим, что при­ вычки читателей коренным образом изме­ нились — от прочтения к быстрочтению, к чтению лакомых кусочков. Как показывает статистика, все больше людей читают книги так, как смотрят телевизор. Щелкают тексты, как программы». В общем, феномен этот скорочтенчес- кий, оказывается, не так уж замысловат: боль­ шая часть книжной продукции является пло­ дом перевода телевидеоряда на бумагу. И это порождает другой феномен: не сосредото­ чение мысли и напряжение внимания чита­ теля, а их прогрессирующее расслабление. В свою очередь, писателей это подстегивает и настраивает на быстрописание. Так мож­ но и формулу общения автора и читателя с книгой вывести: Быстро(скоро)писание — Быстро(скоро)чтение — Быстро(скоро)кри- тикование. Хотя 3. Леффлер и говорит о том, что «подавляющая часть книжной продук­ ции недосягаема для классической литера­ турной критики», «обладает иммунитетом от литературной критики». Позволим себе усомниться. В чем нас убеждает только что открытая закономер­ ность: скорости рождения должна соответ­ ствовать и скорость усвоения данного тек­ ста. Е, так сказать, = М С квадрат. Т.е. энергия умственного напряжения читателя, а тем более критика, должна соответствовать «мас­ се» читаемого произведения и скорости его создания писателем, взятая в квадрат. Так, в мире почти физических величин, невольно возрастает значение «массы» про­ изведения. Всегда ли соответствует его раз­ мер, в смысле протяженности, его заряду — 190

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2