Сибирские огни, 2004, № 6
Пример Укачина я всегда приводил в качестве образца следующему поколению студентов Литинститута, приехавших из Горного Алтая. Я всегда говорил о его уни кальном упорстве, потрясающей работоспособности, цепкости ума, живости памя ти. После любых встрясок и испытаний Укачин на утро, как бы ни было тяжело, утирая пот со лба величиной с горошину, садился за стол, за пишущую машинку и начинал работать. Он был неуёмный человек! Он за всем следил, ничего не упускал из виду, он был в курсе всех литературных и общественных событий. Я на его похоронах сказал, мол, привыкли думать и говорить, что Укачин всю жизнь пьянствовал. Но поэт Укачин никогда не пил. Поэт Укачин действовал, мыслил! До конца дней своих он оставался именно действующим поэтом. Это подтверждают и посмертные публикации после дних стихов, замечательных стихов мужественного человека перед лицом смерти гово рящего с нами с высоты поэтического духа. Это подтверждает и напечатанная в преды дущем номере «Сибирских огней» его «Легенда о семи братьях» в переводе Владими ра Берязева, свидетельствующая о таком проникновении в сокровищницу языка, в традицию народа, которое свойственно лишь подлинному большому таланту. К сожалению, мы часто не умели отличать человека Укачина и поэта Укачина. Особенно здесь, в Сибири, в алтайской среде чаще всего совершали эту подмену, эту ошибку, которая не позволяла разглядеть очень и очень многим за непростым и небезгрешным человеком — подлинного и большого поэта. Самый яркий, самый плодотворный период поэта Бориса Укачина пришелся на 70-е годы. Он был в полной силе, московские бурные годы отошли в прошлое, он творил, он созидал с полным осознанием меры своего таланта. А мера эта была вели ка. И в эти года в нашей литературной буче мы были вместе, действовали рука об руку. Мы были вместе и в творческих пристрастиях и устремлениях, и по ряду обществен ных позиций. Нелёгкое было время, но очень содержательное, насыщенное. * * * Это было десятилетие, когда Алтай стал открываться, всей своей красой и мо щью входить в сознание, в культуру России и не только России. Очень многие люди, приезжавшие тогда на Алтай, приезжали сюда именно потому, что здесь был Укачин. Конечно, наиболее известен Николай Рубцов. Но на Катунь приезжали и Зиедонис, и Распутин, и Белов, и многие другие. Однокашники, друзья, набиравшие силу новые классики советской литературы. Не редкостью становились и иностранцы. По сути, дорогу многим и русским, и национальным, и зарубежным писателям сюда, на Алтай, по-настоящему проторил Борис Укачин. В связи с этим, вправе задаться вопросом: в чем же особенность творчества Укачина, почему оно вышло за рамки долин Катуни и Урсула, почему оно откры лось многим и многим? Думаю, дело вот в чем. Есть поэты, которые творят в рамках национального языка, национальной культуры, т.е. сугубо своя корневая стихия образов, интона ций, ритмов, достаточно замкнутая, автономная. Это поэты, ограниченные предела ми своей этнической территории, рамками национальной художественной тради ции. Тут ничего не попишешь. Кому что дано. В этом можно усмотреть ущербность, но можно сказать, что человек, художник находится в равновесии со своей средой, он органичен. Однако Укачин одновременно находился в двух мирах, Укачин был поэтом, который был обращён к внешнему миру, миру большому, разноязыкому, разноголосому, поэтому читатель его может жить где угодно. Укачин сопрягал эти два мира и этим был интересен. Феномен Укачина в том и состоит, что наш заповед ный древний мир, мир, доселе сокрытый от многих глаз, он сумел вынуть, вынести на поверхность. Вынес и донёс. Тому способствовала необыкновенная широта его души, его общительность, незакомплексованность, он очень легко устанавливал контакты, никогда не смущал ся того, что многим было неведомо, где находится Катунь и Горно-Алтайск. Теперь- то всему миру, всей планете ведомо. Но, будучи сильным человеком, он не боялся если надо и вступить в конфликт и с властьпредержащими на местах, и с литератур ными чиновниками в Москве, он был храбрый и независимый. Думаю, он унаследо вал отцовские качества, его отец Ухача был очень незаурядный человек, известный табунщик, о нём сохранилось очень много добрых воспоминаний в нашей родове. Хорошая, мощная наследственность, это называется — порода. В этом смысле, ко нечно, его будет очень сильно не хватать, наши коренные интересы, вопросы разви тия языка, культуры, сохранения национального наследия — здесь он был неприми рим, здесь он шёл до конца и никогда не допускал сделку с совестью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2