Сибирские огни, 2004, № 6

ных дел мастера за свое изобретение, которое скоро станет историей его рода и прибавит славы фатерлянду, с другой стороны, трудовой подвиг во имя светлого будущего, поскольку подкрепившись дешевой колбасой арбайтер станет думать о более возвышенных целях. Поведение обоих подданных германского рейха не проти­ воречит позднейшему выводу русского философа о том, что «дух нации противится пожиранию прошлого настоящим и будущим». Умные люди, живя в настоящем, благодарно и с пользой для дела изучают прошлое и увлеченно, со знанием предме­ та складывают по кирпичику будущее. Наш обыкновенный буржуй сиюминутен. Его поманили зеленым фантиком, он и пошел. Куда? Туда, где есть всё! Не могу себе вообразить, чтобы кого-то из алчущих иметь всё усовестила едкая реплика философа: мол, «Вы представляете себе социальный рай как максимум потребления и минимум производства». Да он именно под таким углом и видит райские кущи капитализма, только не видит в том беды, и знать не знает, что в конечном-то итоге «...потребительский социальный идеал ведет к нищете». Убедить его в этом могут умные заветы предков, нашедшие место в литературе, в трудах философов, в Евангелии наконец. Но что такое чтение? Для одних это интересный труд, развивающий личность, для других — только способ бездумно убить время, вид развлечения, то есть опять же потребительство. Частные издатели и книгопродавцы обслуживают в первую очередь невзыскательные вкусы умотанных борьбой за деньги и власть нуворишей и их развращенных бездельем отпрысков... Общественная нравственность в нынешней России упала так низко, что госу­ дарственное телевидение показывает на всю вселенную, как новая русская буржуа­ зия осваивает дорогие заграничные курорты, как им там хорошо. И все, кому не на что поехать к родственникам в соседний город, смотрят эти передачи, как изощрен­ ное наказание за бедность. Но неужели оскудела Россия предприимчивыми людьми, способными управ­ ленцами, экономистами, инженерами, специалистами сельского хозяйства, научны­ ми кадрами, чтобы так быстро растерять огромный потенциал Советского Союза, сорваться, как с горы, со второго места в мире и упасть до уровня «развивающихся стран»? Куда пропала энергия этих людей? Куда она ушла?.. В годы моей механизаторской молодости все моторы заводились от рукоятки. Запустить двигатель с пол-оборота тогда считалось у водителей особым шиком. Но не всегда и не всем это удавалось. Крутит, крутит иной бедолага, а мотор «не схваты­ вает». Тут-то какой-нибудь доброжелатель со стороны и скажет с ехидцей: что, мол, дядя, искра в баллон ушла? Так было, когда мы начинали на целине... Так вот и наши ушибленные перестройкой новаторы, нетвердо зная, что чем действует в общественном механизме, так раскрутили свои реформы, что скоро всё хозяйство, а с ним уклад народной жизни пошли вразнос. Искра-то ушла даже и не в баллон, а куда-то, черт знает... Имею в виду так называемые кооперативы... Со времен нэпа в советской литературе осталось немало остроумных вещей, но сейчас мне вспомнился один анекдот. Приезжают, значит, мужики в город за гвоздя­ ми. Заходят в большой государственный хозмаг, заходят в частную лавку — нет под­ ходящих гвоздей, хоть тресни. А строиться крестьянину позарез надо. Вспомнили про смычку города и села, направились в магазин коопторга. Подошли поближе, видят над входом огромный плакат: «Через кооперацию к социализму — и никаких гвоздей!». Поскребли мужики в затылках: «вона как...» И пошли прочь... Анекдот с намеком на ленинскую статью «О кооперации», а также, возможно, и на известное определение социализма как строя «цивилизованных кооператоров». Кооперативы новорусского пошиба, конечно, не имели ничего общего ни с марк- сизмом-ленинизмом, ни с утопическими фантазиями Роберта Оуэна. Они были по преимуществу посредническими объединениями спекулянтов, ничего не произво­ дившими, свободными от налоговых обязательств, но имеющими доступ к вожде­ ленной «наличке». Их можно было бы назвать дикими семенами, прожорливыми личинками нарождающихся тут и там биоценозов российской компрадорской бур­ жуазии. Для справки: Компрадорская буржуазия (от ncn.comprador— покупатель), часть бур­ жуазии, экономически отсталых стран (как колоний, так и независимых), осуществляющая посредничество между иностранным капиталом и нац. рынком. Тесно связана с колонизато­ рами и иностранными монополиями и поддерживает их в ущерб нац. интересам. Формирова­ лась в эпоху создания колониальной системы империализма. (Советский энциклопедичес­ кий словарь). Всяк читающий прессу, не обязанную петь аллилуйю по поводу экономических «прорывов» правительства, знает, что оно, буржуазное правительство обслуживает j ^ ВИТАЛИЙ ЗЕЛЕНСКИЙ уМк,[т ИСКУШЕНИЕ ЛУКАВЫХ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2