Сибирские огни, 2004, № 6
ных дел мастера за свое изобретение, которое скоро станет историей его рода и прибавит славы фатерлянду, с другой стороны, трудовой подвиг во имя светлого будущего, поскольку подкрепившись дешевой колбасой арбайтер станет думать о более возвышенных целях. Поведение обоих подданных германского рейха не проти воречит позднейшему выводу русского философа о том, что «дух нации противится пожиранию прошлого настоящим и будущим». Умные люди, живя в настоящем, благодарно и с пользой для дела изучают прошлое и увлеченно, со знанием предме та складывают по кирпичику будущее. Наш обыкновенный буржуй сиюминутен. Его поманили зеленым фантиком, он и пошел. Куда? Туда, где есть всё! Не могу себе вообразить, чтобы кого-то из алчущих иметь всё усовестила едкая реплика философа: мол, «Вы представляете себе социальный рай как максимум потребления и минимум производства». Да он именно под таким углом и видит райские кущи капитализма, только не видит в том беды, и знать не знает, что в конечном-то итоге «...потребительский социальный идеал ведет к нищете». Убедить его в этом могут умные заветы предков, нашедшие место в литературе, в трудах философов, в Евангелии наконец. Но что такое чтение? Для одних это интересный труд, развивающий личность, для других — только способ бездумно убить время, вид развлечения, то есть опять же потребительство. Частные издатели и книгопродавцы обслуживают в первую очередь невзыскательные вкусы умотанных борьбой за деньги и власть нуворишей и их развращенных бездельем отпрысков... Общественная нравственность в нынешней России упала так низко, что госу дарственное телевидение показывает на всю вселенную, как новая русская буржуа зия осваивает дорогие заграничные курорты, как им там хорошо. И все, кому не на что поехать к родственникам в соседний город, смотрят эти передачи, как изощрен ное наказание за бедность. Но неужели оскудела Россия предприимчивыми людьми, способными управ ленцами, экономистами, инженерами, специалистами сельского хозяйства, научны ми кадрами, чтобы так быстро растерять огромный потенциал Советского Союза, сорваться, как с горы, со второго места в мире и упасть до уровня «развивающихся стран»? Куда пропала энергия этих людей? Куда она ушла?.. В годы моей механизаторской молодости все моторы заводились от рукоятки. Запустить двигатель с пол-оборота тогда считалось у водителей особым шиком. Но не всегда и не всем это удавалось. Крутит, крутит иной бедолага, а мотор «не схваты вает». Тут-то какой-нибудь доброжелатель со стороны и скажет с ехидцей: что, мол, дядя, искра в баллон ушла? Так было, когда мы начинали на целине... Так вот и наши ушибленные перестройкой новаторы, нетвердо зная, что чем действует в общественном механизме, так раскрутили свои реформы, что скоро всё хозяйство, а с ним уклад народной жизни пошли вразнос. Искра-то ушла даже и не в баллон, а куда-то, черт знает... Имею в виду так называемые кооперативы... Со времен нэпа в советской литературе осталось немало остроумных вещей, но сейчас мне вспомнился один анекдот. Приезжают, значит, мужики в город за гвоздя ми. Заходят в большой государственный хозмаг, заходят в частную лавку — нет под ходящих гвоздей, хоть тресни. А строиться крестьянину позарез надо. Вспомнили про смычку города и села, направились в магазин коопторга. Подошли поближе, видят над входом огромный плакат: «Через кооперацию к социализму — и никаких гвоздей!». Поскребли мужики в затылках: «вона как...» И пошли прочь... Анекдот с намеком на ленинскую статью «О кооперации», а также, возможно, и на известное определение социализма как строя «цивилизованных кооператоров». Кооперативы новорусского пошиба, конечно, не имели ничего общего ни с марк- сизмом-ленинизмом, ни с утопическими фантазиями Роберта Оуэна. Они были по преимуществу посредническими объединениями спекулянтов, ничего не произво дившими, свободными от налоговых обязательств, но имеющими доступ к вожде ленной «наличке». Их можно было бы назвать дикими семенами, прожорливыми личинками нарождающихся тут и там биоценозов российской компрадорской бур жуазии. Для справки: Компрадорская буржуазия (от ncn.comprador— покупатель), часть бур жуазии, экономически отсталых стран (как колоний, так и независимых), осуществляющая посредничество между иностранным капиталом и нац. рынком. Тесно связана с колонизато рами и иностранными монополиями и поддерживает их в ущерб нац. интересам. Формирова лась в эпоху создания колониальной системы империализма. (Советский энциклопедичес кий словарь). Всяк читающий прессу, не обязанную петь аллилуйю по поводу экономических «прорывов» правительства, знает, что оно, буржуазное правительство обслуживает j ^ ВИТАЛИЙ ЗЕЛЕНСКИЙ уМк,[т ИСКУШЕНИЕ ЛУКАВЫХ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2