Сибирские огни, 2004, № 6

ОПЫТЫ: НОВАЯ СИБИРСКАЯДРАМАТУРГИЯ Рис КРЕЙСИ ОДНОАКТНЫЕ ПЬЕСЫ В то время как последние лет десять-пятнадцать в стране шли перманентные разговоры о кризисе литературы и культуры вообще, о невостребованности серьез­ ной прозы и поэзии, о засилье масскульта и прочих печальных материях, как-то незаметно подкрался драматургический бум. Как-то вдруг оказалось, что пьесы, хорошие и разные, пишут все, кому не лень, и, самое удивительное, эти пьесы рос­ сийские театры ставят. И как-то вдруг оказалось, что современные драматурги жи­ вут не только и не столько в Москве, а на Урале, в Самаре, в Питере и прочих городах и весях. То есть пульс бьется в любой точке, свидетельствуя, что пациент живее всех живых. Во все времена в литературе и культуре вообще существовало, если можно так сказать, подразделение быстрого реагирования, отвечающее, говоря современным языком за связь с современной жизнью, отвечающее на вызовы времени, вырабаты­ вающее новый язык для описания настоящего. В начале XIX века таким «спецна­ зом» была поэзия, в середине — проза. В XX веке — то проза, то поэзия, то публици­ стика. В начале нового столетия оказалось, что быстрее всех на вызовы времени реагирует именно драматургия. Десятки молодых амбициозных литераторов стали писать пьесы — и эти пьесы пришлись впору театру, уставшему от бесчисленных вариаций на тему классики. Гришковец, Вырыпаев, Сигарев, Мухина, Угаров, братья Пресняковы и братья Дуренковы — авторы разной степени востребованности и популярности, но эти имена определяют сегодня лицо новой российской драмы. Одна из причин драматургического бума — спрос на новые пьесы и короткий (в отличие от прозы и поэзии) путь текста от рабочего стола до читателя-зрителя. До постановки. И — в идеале — до известности и возможности жить литературным трудом. Большая часть перечисленных авторов — провинциалы, либо недавние про­ винциалы, переехавшие в столицу. Пульс, повторю, бьется в любой точке тела. В Новосибирске в том числе. Стоило два года назад Виктории Холодовой объявить драматургический конкурс «Мы выбираем Новосибирск», как драматурги поперли как грибы после дождя. Большая часть из участников пьесы до этого не писали, но спрос, как известно, рождает предложение. В результате нескольких конкурсов (пос­ ледний из которых был фактически не региональным, всероссийским) выяснилось, что несколько местных авторов вполне выдерживают конкуренцию с учениками Николая Коляды, например. Борис Гринберг (Рис Крейси) — первый, кого нужно назвать из этого новоси­ бирского драматургического призыва. Дело даже не в реальных достижениях и бо­ лее или менее условных лаврах (участие в знаменитом семинаре драматургов в под­ московной Любимовке, третье место в конкурсе «Евразия», который проводит Ни­ колай Коляда, лауреатство конкурсов местных, постановки по его пьесам в уже впол­ не знаменитом «Театре. DOC», в Омске, в Новосибирске), а в том профессионализ­ ме, точности, индивидуальном почерке и в то же время разнообразии стилей и при­ емов, которые он демонстрирует. Придя к пьесам из поэзии, Борис Гринберг ис­ пользует и на новом для себя поле деятельности поэтическую выучку. Прежде всего — лаконичность. Редкая из его пьес (которых у него, наверное, десятка два) превы­ шает объем в десять страниц. Лучше, правда, лаконичность назвать компрессией — в две-три страницы Гринберг способен сжать историю, которую, если пожиже раз­ везти, хватит на полномасштабный опус в пяти действиях с двумя антрактами. Диа­ пазон его — от притчи и сугубого мифологизма до триллера, детектива и анекдота. Разноликость и непохожесть его коротких пьес даже вызывает легкую оторопь — трудно представить, что они написаны одной рукой. Понятно, что, в идеале, эти 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2