Сибирские огни, 2003, № 6
Слова летят, куда хотят, Туда, где солнышко воскреснет..., И для того земля черна, Чтоб свет выпархивал на волю... На содержательном уровне словообраз «Солнце» часто подменяется другими «не бесными» явлениями. Одно и то же значе ние сближает образы неба, птиц, дождя, сне га, радуги: «Глаза невольно прикрываю — И небом напиваюсь всласть...» Небо — знак ‘свершившегося духовного преображения, просветления. Небо — это награда за вдум чиво прожитую жизнь: И когда года в минуты Наиграются досыта, К небесам поднимет круто Вечной юности избыток. Небо есть инвариант Бытия. Художе ственное пространство предельно разомкну то — в поднебесье. «Небесные» явления, нисходя на человека, всегда оборачиваются для последнего благом. Так постигается биб лейская Истина — через страдание. Горечь должна пролиться дождем, После небо затеплится... Поступь неслышная ливня Помогает душе воскресать... Покуда листья слезы льют, Подходит к сердцу запах ливня... Удивительно оптимистичен голос Л.Медведевой. Вновь и вновь перечитывая стихотворения этого поэта, понимаешь, что именно таким должно быть христианское мировосприятие. Не так уж плохо Каждой веточкой боли чувствовать упругое тело неба — каждый день я рождаюсь заново... Даже Уход человека воспринимается как один из верных способов приобщения к Вечности, к Изначальному: «Я ушла и наве ки осталась, Во Вселенную дверь приотк рыв...» Пристрастный читатель может не согла ситься с определением религиозных воззре ний Л.Медведевой. Многое в откровениях поэта заставляет усомниться в объективнос ти нашего предположения. Вместо пропо веди смирения — непредсказуемое озор ство; детская наивность и яркость образов заменяет тип мировидения духовного аске та и послушника; абсолютная одухотворен ность мира Природы местами прорывается в нехристианские концепции веры (напри мер, «Может быть, мы для того погибаем, Чтоб обернуться сосной?»). На наш взгляд, все поэтические слагаемые художественно го мира Л.Медведевой в конечной цели рав нозначны друг другу, поскольку служат идее духовного воскрешения. И эта мысль на столько значима для поэта, что перерастает из образно-тематического плана в тип ми ровидения, проявляется в характере оформ ления лирической эмоции. Так большинство стихотворений Медведевой строится по ло гике гегелевской триады «тезис — антитезис — синтез». Этим же фактором объясняется пристрастие поэта к сонетам («Огородные сонеты»), циклическим триптихам («Ночной триптих», «Свет ночного снегопада», «Цве там и листьям» и др.). Все перечисленные жанры отражают оптимистическое мирови- дение поэта и стремление «закруглить», гар монизировать бытие человека на земле. В одном из последних стихотворений («Календарное») Л.Медведева обронила фразу «Начнется все с меня самой». В этом стихе зашифровано не романтическое кредо и не богоборческая идея. Так жестко и высо ко поэтом поднята планка ответственности за проживаемую жизнь. И в очередной раз перечитав стихотворения этого поэта, вдруг прозреваешь — цель достигнута: ...Огнем одета синим и светом спелым, словом сильным — душа... Ж анна ТОЛЫСБАЕВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2