Сибирские огни, 2003, № 6

Слова летят, куда хотят, Туда, где солнышко воскреснет..., И для того земля черна, Чтоб свет выпархивал на волю... На содержательном уровне словообраз «Солнце» часто подменяется другими «не­ бесными» явлениями. Одно и то же значе­ ние сближает образы неба, птиц, дождя, сне­ га, радуги: «Глаза невольно прикрываю — И небом напиваюсь всласть...» Небо — знак ‘свершившегося духовного преображения, просветления. Небо — это награда за вдум­ чиво прожитую жизнь: И когда года в минуты Наиграются досыта, К небесам поднимет круто Вечной юности избыток. Небо есть инвариант Бытия. Художе­ ственное пространство предельно разомкну­ то — в поднебесье. «Небесные» явления, нисходя на человека, всегда оборачиваются для последнего благом. Так постигается биб­ лейская Истина — через страдание. Горечь должна пролиться дождем, После небо затеплится... Поступь неслышная ливня Помогает душе воскресать... Покуда листья слезы льют, Подходит к сердцу запах ливня... Удивительно оптимистичен голос Л.Медведевой. Вновь и вновь перечитывая стихотворения этого поэта, понимаешь, что именно таким должно быть христианское мировосприятие. Не так уж плохо Каждой веточкой боли чувствовать упругое тело неба — каждый день я рождаюсь заново... Даже Уход человека воспринимается как один из верных способов приобщения к Вечности, к Изначальному: «Я ушла и наве­ ки осталась, Во Вселенную дверь приотк­ рыв...» Пристрастный читатель может не согла­ ситься с определением религиозных воззре­ ний Л.Медведевой. Многое в откровениях поэта заставляет усомниться в объективнос­ ти нашего предположения. Вместо пропо­ веди смирения — непредсказуемое озор­ ство; детская наивность и яркость образов заменяет тип мировидения духовного аске­ та и послушника; абсолютная одухотворен­ ность мира Природы местами прорывается в нехристианские концепции веры (напри­ мер, «Может быть, мы для того погибаем, Чтоб обернуться сосной?»). На наш взгляд, все поэтические слагаемые художественно­ го мира Л.Медведевой в конечной цели рав­ нозначны друг другу, поскольку служат идее духовного воскрешения. И эта мысль на­ столько значима для поэта, что перерастает из образно-тематического плана в тип ми­ ровидения, проявляется в характере оформ­ ления лирической эмоции. Так большинство стихотворений Медведевой строится по ло­ гике гегелевской триады «тезис — антитезис — синтез». Этим же фактором объясняется пристрастие поэта к сонетам («Огородные сонеты»), циклическим триптихам («Ночной триптих», «Свет ночного снегопада», «Цве­ там и листьям» и др.). Все перечисленные жанры отражают оптимистическое мирови- дение поэта и стремление «закруглить», гар­ монизировать бытие человека на земле. В одном из последних стихотворений («Календарное») Л.Медведева обронила фразу «Начнется все с меня самой». В этом стихе зашифровано не романтическое кредо и не богоборческая идея. Так жестко и высо­ ко поэтом поднята планка ответственности за проживаемую жизнь. И в очередной раз перечитав стихотворения этого поэта, вдруг прозреваешь — цель достигнута: ...Огнем одета синим и светом спелым, словом сильным — душа... Ж анна ТОЛЫСБАЕВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2