Сибирские огни, 2003, № 6

осмысления философии мироздания: «...я люблю твое ночное лицо — отблеск луны в траве». Примечательно, что поэт не берет на себя право как-то толковать эту связь, он просто определяет сакральность земной жизни и не более того. Природа — не един­ ственный источник радости в лирике В.Шу­ стера. Важной в творчестве поэта является философема странничества. Скифство как древнейшая философия русского человека по-новому развернута в стихотворениях Шу­ стера. Образ дороги ведет лирического ге­ роя не только через суету земной жизни, но и мимо Вечности: Постоять бы у окна В тамбуре. Чтоб ночь бежала Мимо, мимо. Чтоб скользя, Звезды тоже мимо, мимо. Полное осознание своего одиночества как особого избранничества приходит к ге­ рою Шустера только в дороге. Для того и пустился он в дальнее странствие, «чтоб по­ чувствовать себя Неотрывной частью мира (и очень неожиданно завершение этой фра­ зы) В одиночестве». Так в контексте поэзии соединяются до­ рога и одиночество — состояние, которое «надо заслужить» и к которому необходимо стремиться всю жизнь. Через образ дороги в творчестве Шустера решается самая класси­ ческая тема, которую в литературоведении принято называть «темой поэта и поэзии». Я подниму чужое слово, Лежащее в пыли дорожной, Я подберу чужое слово, Забытое в пыли густой. Я подниму его, почищу, Чтобы блистало и звенело, Чтоб всем понятно стало: слово, Не стершийся пятак. Но в свой карман Не стану прятать — Отдам его хорошим людям, Отдам его веселым людям, Пускай поют. Сюжет странничества усилен ненавяз­ чивым обращением к знакомым словообра- зам поэтов-предшественников: к ахматовс- кому «...если б знали, из какого сора...», к «стершемуся пятаку» В.Маяковского, к сти­ хам М.Цветаевой, «разбросанным в пыли», к звенящему и блистающему «кинжалу» М.Лермонтова и др. Бережное отношение к чужому слову — свойство поэтического сознания, не очень характерное для культу­ ры постмодернизма. Владлену Шустеру чуждо эпатажное отношение к традиции. В своих стихах он наставляет современника (и это тоже добрая традиция русской класси­ ческой литературы) быть благодарным к прошлому. Каковы же наиболее значимые слагае­ мые поэтического мира Владлена Шустера? Печаль. Одиночество. Природа-Вселенная. Дорога... Вечный одинокий странник, тихо прославляющий радость жизни, которая «необязательно ... приводит к счастью»... «ДУША,ПОСВЯЩЕННАЯ СОЛНЦУ» (олирикеЛюбовиМедведевой) Поэтический мир Л.Медведевой дер­ жится на удивительно органичном сплете­ нии разнородных, порой взаимоисключаю­ щих начал замкнутого и бесконечного, счас­ тливого и драматического, детского и муд­ рого, постоянного и изменчивого: Небо вымыто плачем дождей — Засияли прохладные звуки, И пошли по земле без плащей, Вскинув ветками детские руки. Приятие жизни в ее божественном мно­ гообразии, интригующей непредсказуемо­ сти, обреченности на кратковременность существования — вот основной творческий принцип, который собирает в единый лири­ ческий фокус все темы и образы её поэзии. И корни подобного мироощущения таятся в глубокой религиозности поэта. Читая стихотворения Л.Медведевой, чувствуешь, как от текста к тексту крепче и безогляднее причащаешься к вере поэта. К вере в свет солнца. ...Солнце пишет всемирную Библию... Стихи мои — свечения избыток — Скрепляет солнца круглая печать..., Хорошо-то как на свете! Солнце копит свет... В поэтическом сознании Л.Медведевой солнце — наиболее частая и емкая метафо­ ра Божественного. И потому в стихотворе­ ниях поэта активен не только пространствен­ ный «верх», традиционно отождествляемый с образом солнца, но «земные» образы тоже проявляют способность к возвышению: 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2