Сибирские огни, 2003, № 6

на пересечении прошлого времени и гармо­ ничного пространственного триединства Вселенной оказывается возможным завт­ рашнее духовное бытие современника. В умении быть верным заветам Земли (а имен­ но: хранить «покой вдохновенный») лири­ ческий герой А.Романова видит залог буду­ щего. «ОТСЕРДЦА—ИВВЫСЬ...» (лирикаЕвгенияКурдакова) Евгений Курдаков — тот редкий поэт- современник, которого, без колебания, мож­ но назвать патриотом своей земли. Доказа­ тельством тому — вся лирика поэта, прони­ занная необыкновенной любовью к родной земле. Особенное место в творчестве Е.Кур­ дакова занимает альбом-сувенир «Холмы Чечек» (Алматы, 2001), удивительно гармо­ нично синтезировавший творчество поэта Евгения Курдакова и его дочери-художницы Юлии Курдаковой. Интересно организовано художествен­ ное мировидение Евгения Курдакова. В его поэтической лексике имеют место этногра­ фические обозначения («Холмы Чечек», «Калбы холмы и взгорья», «Курган-комета»), а также встречается много слов-экзотизмов (орта, кобза, куырдак, кермек, Ай-луна). Но однажды поняв величие этой земли, несопо­ ставимое со своими, творческими силами («И сердцу слов любимых не хватает»), Кур­ даков «уходит» от привязанности к конкрет­ ным этнообразам. И уже более обобщенные философские категории Земли и Неба начи­ нают повествовать о тех метаморфозах, ко­ торые произошли в культурном сознании поэта. Взаимодействие образов Земли и Неба влияет на мировоззрение поэта, трансфор­ мируя кочевническую и славянскую рели­ гиозные концепции в идею язычества. Про­ изошла интересная подмена: описываемые поэтом явления вывели читателя и на пони­ мание основ первой религии кочевников --- религии Тенгри, в чем-то родственной язы­ честву, но при этом имеющей свое специ­ фическое содержание. Пантеистическое сознание в поэзии Е.Курдакова проявилось через одухотворе­ ние природных образов. Так в творчестве поэта реализовался интерес к Вещи, пере­ живающей Время. Обозначенный интерес своими корнями уходит в номадическую, кочевую культуру, нагружающую особым значением «каждый камень»: Каждый камень лежит в центре мира Над утоптанным прахом веков... Повышенный интерес Е.Курдакова к философской категории Вечности позволил вовлечь категорию «Земля» в процесс вос­ создания древнейшей мифологической мо­ дели времени — бесконечной циклической спирали: Нет окраин, границ и провинций, Мир вокруг запрессован в спираль. Во многих стихотворениях лирический герой Е.Курдакова говорит о своем отчуж­ денном от мира людей существовании, о стремлении раствориться в Вечности, Про­ странстве, Времени: Поймешь ли ты, как прочны сочетанья Всего со всем, как неизбывна связь Тебя и звезд, души и мирозданья И той листвы, что падает, кружась?... Мудрость и размеренность поэтической речи Е.Курдакова во многом обусловлены этой кочевнической склонностью к созерца­ тельному философствованию. Но пожалуй, наиболее яркой тенгриан- ской философемой в творчестве Е.Курдако­ ва стала идея со-противопоставленности Неба — Земли (Тенгри — Умай-шеше), на­ правленная на постижение соотношения Бытия и Быта, Вечного и Сущего. В традици­ ях кочевого народа Е.Курдаков поэтизирует Небо-Тенгри и связанные с ним образы: Небесные лучи меж темных туч, Они возникнут в трепетном сиянье, Опущенные вдруг с высоких круч Бесплотною опорой мирозданья. Птица в поэтическом сознании Е.Кур­ дакова является образным воплощением, заместителем Неба: То жаворонок в знойном поднебесье Не устает собой напоминать, Что песне нужен свет... Небесной тайне в произведениях Е.Кур­ дакова противопоставлена непостижимость Земли. В художественном мире Е.Курдакова сущность земли как бы «спрятана» за пет­ роглифами «звериного стиля», за «древни­ ми тропами», за холмами, «что утомленно вспоминали Названье потаенное свое». Тон­ ко взаимосвязанными символическими ча­ шами, опрокинутыми друг на друга, Небо и Земля воплощают бесконечность процесса постижения смысла Бытия: 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2