Сибирские огни, 2003, № 6
на пересечении прошлого времени и гармо ничного пространственного триединства Вселенной оказывается возможным завт рашнее духовное бытие современника. В умении быть верным заветам Земли (а имен но: хранить «покой вдохновенный») лири ческий герой А.Романова видит залог буду щего. «ОТСЕРДЦА—ИВВЫСЬ...» (лирикаЕвгенияКурдакова) Евгений Курдаков — тот редкий поэт- современник, которого, без колебания, мож но назвать патриотом своей земли. Доказа тельством тому — вся лирика поэта, прони занная необыкновенной любовью к родной земле. Особенное место в творчестве Е.Кур дакова занимает альбом-сувенир «Холмы Чечек» (Алматы, 2001), удивительно гармо нично синтезировавший творчество поэта Евгения Курдакова и его дочери-художницы Юлии Курдаковой. Интересно организовано художествен ное мировидение Евгения Курдакова. В его поэтической лексике имеют место этногра фические обозначения («Холмы Чечек», «Калбы холмы и взгорья», «Курган-комета»), а также встречается много слов-экзотизмов (орта, кобза, куырдак, кермек, Ай-луна). Но однажды поняв величие этой земли, несопо ставимое со своими, творческими силами («И сердцу слов любимых не хватает»), Кур даков «уходит» от привязанности к конкрет ным этнообразам. И уже более обобщенные философские категории Земли и Неба начи нают повествовать о тех метаморфозах, ко торые произошли в культурном сознании поэта. Взаимодействие образов Земли и Неба влияет на мировоззрение поэта, трансфор мируя кочевническую и славянскую рели гиозные концепции в идею язычества. Про изошла интересная подмена: описываемые поэтом явления вывели читателя и на пони мание основ первой религии кочевников --- религии Тенгри, в чем-то родственной язы честву, но при этом имеющей свое специ фическое содержание. Пантеистическое сознание в поэзии Е.Курдакова проявилось через одухотворе ние природных образов. Так в творчестве поэта реализовался интерес к Вещи, пере живающей Время. Обозначенный интерес своими корнями уходит в номадическую, кочевую культуру, нагружающую особым значением «каждый камень»: Каждый камень лежит в центре мира Над утоптанным прахом веков... Повышенный интерес Е.Курдакова к философской категории Вечности позволил вовлечь категорию «Земля» в процесс вос создания древнейшей мифологической мо дели времени — бесконечной циклической спирали: Нет окраин, границ и провинций, Мир вокруг запрессован в спираль. Во многих стихотворениях лирический герой Е.Курдакова говорит о своем отчуж денном от мира людей существовании, о стремлении раствориться в Вечности, Про странстве, Времени: Поймешь ли ты, как прочны сочетанья Всего со всем, как неизбывна связь Тебя и звезд, души и мирозданья И той листвы, что падает, кружась?... Мудрость и размеренность поэтической речи Е.Курдакова во многом обусловлены этой кочевнической склонностью к созерца тельному философствованию. Но пожалуй, наиболее яркой тенгриан- ской философемой в творчестве Е.Курдако ва стала идея со-противопоставленности Неба — Земли (Тенгри — Умай-шеше), на правленная на постижение соотношения Бытия и Быта, Вечного и Сущего. В традици ях кочевого народа Е.Курдаков поэтизирует Небо-Тенгри и связанные с ним образы: Небесные лучи меж темных туч, Они возникнут в трепетном сиянье, Опущенные вдруг с высоких круч Бесплотною опорой мирозданья. Птица в поэтическом сознании Е.Кур дакова является образным воплощением, заместителем Неба: То жаворонок в знойном поднебесье Не устает собой напоминать, Что песне нужен свет... Небесной тайне в произведениях Е.Кур дакова противопоставлена непостижимость Земли. В художественном мире Е.Курдакова сущность земли как бы «спрятана» за пет роглифами «звериного стиля», за «древни ми тропами», за холмами, «что утомленно вспоминали Названье потаенное свое». Тон ко взаимосвязанными символическими ча шами, опрокинутыми друг на друга, Небо и Земля воплощают бесконечность процесса постижения смысла Бытия: 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2