Сибирские огни, 2003, № 6
и достаточно постоянную логику художе ственного мышления поэтов: Бытие осмыс ливается в единстве противоположностей вечного — сиюминутного, вертикального — горизонтального, высокого — низкого, гром кого — тихого, яркого — блеклого и т.д. Но в цепочке этих противопоставлений ведущую роль выполняет философская антиномия «Небо — Земля». Природа, полная чудес и загадок, и древнейшая История человечества не могли не выделить эту заветную «верти каль». В художественном мире Е.Курдакова и А.Романова тайны космического «верха» постигаются через непознанность и потаен- ность земного «низа». В.Шустер и Л.Медве дева ищут себя через приобщение к идеаль ному Первоначалу, гармонии Духа, принци пиально отталкиваясь от реалий этнографии Алтая. Чем мотивировано такое своеобра зие мировидения? Обратимся к поэзии. И в первую очередь, к тем, кто воспел «конти нент в миниатюре», «эти бурые глыбы пор фира». «СТРАНАВЫСОТНАЯМОЯ» (опоэзииАлександраРоманова) Алтай, Маркаколь, Бухтарма, Иртыш, Катунь, Белуха, Тургусун — эти и многие другие географические наименования в творчестве А.Романова приобретают свой ства художественных образов. Земля Алтая ощущается поэтом как обетованный край — «страна высотная», «континент в миниатю ре», «космос». Космический верх соотносит между собой образы гор (Белуха), бурных горных речек (Кальджир, Тургусун, Катунь), перевалы (Трудный) и многие другие безы мянные скалы, хребты, горные озера. Обра зы верхнего мира задают формулу идеаль ного «жития», абсолютной гармонии: ...Тишина, облака И покой вдохновенный. В этот мир не проникают звуки цивили зации, а если и доносятся, то как «эхо», «от голосок». Здесь даже запах «тихий». В представлении А.Романова верхний мир необыкновенно одухотворен. Величе ственные «горы чутко хранят отзвучавшие в далях шаги...». Горы имеют свойство скры вать «тайну вечной красоты»: петь, а также грустить: Здесь старинная грусть Пропитала бескрайние горы... Особенное место в системе образов верхнего мира занимает гора Белуха — «ца рица алтайской земли». Белуха в поэзии А.Ро манова — самая яркая метафора потаенной Души этого края. Всегда торжественно и ве личественно она является взорам тех, кто пришел лицезреть чудеса, эти «ушедшие в небо чудеса». Так дарится откровение Зем ли — через созерцание Поднебесного. Ниж ний мир этой обетованной земли по-своему нацелен на постижение и приобщение к гар монии космического «верха»: Замаскировывает мох Следы кержацких поселений. Гниют забытые кресты, От них вселенский дух исходит... или Корни кряжей седых, Словно мамонтов древние бивни... Нижний мир хранит знаки времени в их материальном, очеловеченно-бытовом про явлении: ...Веют глуби болот Темной зеленью старых икон; ...В темных срубах домов Древний символ земной красоты... Если верхний и нижний миры материа лизуют идею Абсолюта, русского «безудер- жа», то «средний мир» — их антипод — есть олицетворение смирения, мудрости, покоя. «Средний мир» удален от человеческой ци вилизации, представлен величественными образами природы, лишенными стремитель ных, непредсказуемых проявлений. Таковы плавно текущие воды могучего Иртыша, безграничные степи, обволакивающие тума ны, непроходимые кедровые леса: А с необъятной высоты Нагорья в степи переходят. И реки девственной глуши Смиряют бег свой сумасшедший. Так бунт расхристанной души Стихает в мудрости пришедшей... Интересно, что не только Пространство, но и Время лирический герой А.Романова воспринимает как неслиянное триединство. Прошлым может пахнуть «из кержацкой ра стянутой речи, из пронзительных взглядов ... дорогих земляков.» В дне сегодняшнем слы шится «...звон колокольный, плывущий из дальних веков...». В художественном мире А.Романова нет места образам, соотносящимся с буду щим временем. И это не случайно. Только 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2