Сибирские огни, 2003, № 6

и достаточно постоянную логику художе­ ственного мышления поэтов: Бытие осмыс­ ливается в единстве противоположностей вечного — сиюминутного, вертикального — горизонтального, высокого — низкого, гром­ кого — тихого, яркого — блеклого и т.д. Но в цепочке этих противопоставлений ведущую роль выполняет философская антиномия «Небо — Земля». Природа, полная чудес и загадок, и древнейшая История человечества не могли не выделить эту заветную «верти­ каль». В художественном мире Е.Курдакова и А.Романова тайны космического «верха» постигаются через непознанность и потаен- ность земного «низа». В.Шустер и Л.Медве­ дева ищут себя через приобщение к идеаль­ ному Первоначалу, гармонии Духа, принци­ пиально отталкиваясь от реалий этнографии Алтая. Чем мотивировано такое своеобра­ зие мировидения? Обратимся к поэзии. И в первую очередь, к тем, кто воспел «конти­ нент в миниатюре», «эти бурые глыбы пор­ фира». «СТРАНАВЫСОТНАЯМОЯ» (опоэзииАлександраРоманова) Алтай, Маркаколь, Бухтарма, Иртыш, Катунь, Белуха, Тургусун — эти и многие другие географические наименования в творчестве А.Романова приобретают свой­ ства художественных образов. Земля Алтая ощущается поэтом как обетованный край — «страна высотная», «континент в миниатю­ ре», «космос». Космический верх соотносит между собой образы гор (Белуха), бурных горных речек (Кальджир, Тургусун, Катунь), перевалы (Трудный) и многие другие безы­ мянные скалы, хребты, горные озера. Обра­ зы верхнего мира задают формулу идеаль­ ного «жития», абсолютной гармонии: ...Тишина, облака И покой вдохновенный. В этот мир не проникают звуки цивили­ зации, а если и доносятся, то как «эхо», «от­ голосок». Здесь даже запах «тихий». В представлении А.Романова верхний мир необыкновенно одухотворен. Величе­ ственные «горы чутко хранят отзвучавшие в далях шаги...». Горы имеют свойство скры­ вать «тайну вечной красоты»: петь, а также грустить: Здесь старинная грусть Пропитала бескрайние горы... Особенное место в системе образов верхнего мира занимает гора Белуха — «ца­ рица алтайской земли». Белуха в поэзии А.Ро­ манова — самая яркая метафора потаенной Души этого края. Всегда торжественно и ве­ личественно она является взорам тех, кто пришел лицезреть чудеса, эти «ушедшие в небо чудеса». Так дарится откровение Зем­ ли — через созерцание Поднебесного. Ниж­ ний мир этой обетованной земли по-своему нацелен на постижение и приобщение к гар­ монии космического «верха»: Замаскировывает мох Следы кержацких поселений. Гниют забытые кресты, От них вселенский дух исходит... или Корни кряжей седых, Словно мамонтов древние бивни... Нижний мир хранит знаки времени в их материальном, очеловеченно-бытовом про­ явлении: ...Веют глуби болот Темной зеленью старых икон; ...В темных срубах домов Древний символ земной красоты... Если верхний и нижний миры материа­ лизуют идею Абсолюта, русского «безудер- жа», то «средний мир» — их антипод — есть олицетворение смирения, мудрости, покоя. «Средний мир» удален от человеческой ци­ вилизации, представлен величественными образами природы, лишенными стремитель­ ных, непредсказуемых проявлений. Таковы плавно текущие воды могучего Иртыша, безграничные степи, обволакивающие тума­ ны, непроходимые кедровые леса: А с необъятной высоты Нагорья в степи переходят. И реки девственной глуши Смиряют бег свой сумасшедший. Так бунт расхристанной души Стихает в мудрости пришедшей... Интересно, что не только Пространство, но и Время лирический герой А.Романова воспринимает как неслиянное триединство. Прошлым может пахнуть «из кержацкой ра­ стянутой речи, из пронзительных взглядов ... дорогих земляков.» В дне сегодняшнем слы­ шится «...звон колокольный, плывущий из дальних веков...». В художественном мире А.Романова нет места образам, соотносящимся с буду­ щим временем. И это не случайно. Только 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2