Сибирские огни, 2003, № 6
сочетания задиристости, честности и боли пополам с шуткой-заплачкой — вот то,, что превосходит «бродскую» хандру и нецензур ные жалобы на тоталитаризм и материализм в «речах», посвященных всего лишь молоку и стулу. В.Тюрин — это поэт реального, а не только филологического дара и мира. В каж дой строчке его — выход к горизонту, вык рик, выплеск, импульс к лучшему, ожидае мому. Закругления смысла в строку, стро фу, стансовую самоизоляцию это либо бо лезнь роста, либо знак формирующегося стиля. Об этом мы узнаем уже из следую щих его стихов. А пока скажем спасибо по эту, живущему вблизи великой воды Байка ла, за его стихи: темные и светлые, текучие и стоячие. Такие, какой бывает вода на земле и на небе. Владимир ЯРАНЦЕВ «МИРНЕКОНЧАЕТСЯНАОКРАИНЕ...» (осовременнойпоэзииВосточногоКазахстана) Публикуя об зор т ворчест ва русски х казахстанских поэтов, ж урнал обращ ает вни м ани е читат елей на сущ ест вовани е и акт ивное развит и е особой, почти не зн аком ой соврем енной Р оссии, ветви от ечест венной поэзии. Х очет ся подчеркнут ь, что т ворч е ство А. Романова, Е. К урдакова, Л. М едведевой, В. Ш устера, а т акж е многих других не названных здесь поэтов, развивает ся в условиях оторванности от центров русской куль туры. Тем самым у поэтов, тяготеющих к России и к Сибири в частности, обост ряет ся чувст во национальной и культ урной принадлежности, а поэзия начинает звучат ь чуть более эмоционально и даж е патетично, обрет ая особый колорит. В то ж е время нельзя сказат ь, что лит ературный Восточный Казахстан для сибиряков — неизвестный м ат е ри к: у «Сибирских огней» давняя друж ба, т ворческие контакты с русскоязы чным ж ур налом «Нива», в кот ором част о публикуют ся сибирские авт оры . Н аглядным прим ером обрат ной связи служит недавняя обширная подборка прозы и поэзии под р уб р и к о й «У нас в гост ях ж урнал «Нива» («Сибирские огни», 2002, N93). Ж . Толысбаева впервы е публикуется в «Сибирских огнях». Тем более приятно пред ставит ь т алантливого, на наш взгляд, критика из Семипалатинска. Ж анна Ж енисовна п реподает р у с с к ую лит ерат уру в уни версит ет е и заним ает ся изучением соврем енн ой поэзии К азахст ана. Редакция «...Поскольку цивилизации конечны, в жизни каждой из них наступает момент, ког да центр больше не держит. В такие времена не войско, а язык спасает их от распада... Скрепляющую работу в подобные эпохи выполняют провинциалы, люди окраин. Воп реки распространенному мнению, мир не кончается на окраине — раз там он раскры вается. И на язык это влияет не меньше, чем на зрение...», — писал Иосиф Бродский. Хо чется только добавить, что не всякая провин ция может задать новый импульс культур ного развития. Издавна на земле существуют сакраль ные топосы, места, с которыми человечество соотносит идею повышенной духовности. И если у всех на слуху (и уже на виду) Тибет, то до сих пор сокрытым остается — к счастью или к сожалению? — особый энергетизм земли Восточного Казахстана. Тот, кто однаж ды побывал в этом краю, навсегда остается очарованным его природой. Духовное ве личие и покой дарует созерцание Сибинс- ких озер, холмов Чечек, каньона Кулуджун, гор Аир-Тау и Бурнаш. Жители этой земли с гордостью рассказывают о своем прошлом, связывая в неразрывное целое судьбу при роды и народа. Талантливыми выразителями этой со кровенной связи стали поэты Владлен Шус тер, Евгений Курдаков, Любовь Медведева, Александр Романов, Михаил Немцев, Борис Аникин и др. Чтение стихотворений этих по этов — истинное удовольствие для любите лей и ценителей художественного слова (осо бенно в наше время, когда доступность ти пографии оказалась на руку кое-как пишу щим). При этом можно обнаружить четкую 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2