Сибирские огни, 2003, № 6
КНИЖНАЯ ПОЛКА монологи воды. О поэзии Вячеслава Тюрина (Вячеслав Тюрин. Всегда поблизости. М., 2001) «Ведь к музыке найти ключи... нельзя». «Я пишу в никуда». «Я чувствую себя, как гость». «Мир перестал нуждаться в авторе, с тех пор как зажил по уму». «Кто, кроме Бога, знает истину...кому она еще нужна...». Не довольно ли, скажет читатель, цитат? Да еще в начале статьи. Да еще будто нарочно подо бранных, чтобы обнажить стойкое разоча рование поэта в себе и в мире. Принимая эти возможные упреки, в свою очередь зададим неслабый вопрос: как и с чего еще начинать писать о поэте как ав торе музыки, подлинные слова к которой еще не подобраны? То ли потому, что услышан ная музыка слишком высока для низко пре смыкающихся слов. То ли потому, что слова и со-словия еще подбираются на вкус, на цвет, на зуб, как драгметалл к бриллиантам в шедевре прикладного искусства. Если думать вышеуказанными «то лями», то собранная в книгу (В.Тюрин. Всегда поблизости. М., 2001) поэзия В.Тюрина предстанет репети цией симфонии, ее черновиком, где слова, рождаясь, не заглушаются, не зачеркивают ся вновь рожденными.. Образ сменяется образом, так же как мотив в симфонии сме няется мотивом. Стихи, строка за строкой растут, набухают, больше вширь, чем длину и больше вдаль, чем ввысь. В глазах рябит и застит, в ушах звенит и поет, обоняние обо няет. А главный, итоговый аккорд, который превращает репетицию в концерт, а рукопись в скрижаль, не услышать, не уловить. Пото му что есть потребность в этой высокой «лов ле». Потому что сам поэт эту потребность в нас родил, создал, сотворил, раздавая аван сы чуть не каждой вертикальной строкой своих горизонтальных стихов. Иногда даже кажется, поэт чересчур спешит, выкладываясь до конца в строке, об разе, метафоре, по своему статусу должны ми быть рядовыми, «строительными», под готовительными. В результате — открытый конец и вопросы — музыке, себе, миру, Богу, истине. С одной стороны, служить музыке, поэзии и ее «пестрому сору» — «профес сиональный долг», а с другой - «какой из меня художник?», а тем более «демиург». Уж лучше ремесленничать «в своем углу», растирая и смешивая краски воспоминаний о минувшей красоте природы и поэзии без надежды на гармонию. И этой силой побуж дения к красоте на грани отчаяния, вечным единоначатием (единозачатием!) каждого стихотворения и каждой строки, не предпо лагающих финальной точки, и интересны стихи В.Тюрина. Именно интересны, а не просто хороши, потому что поэта самого интересует, волнует и чарует мир в досто верности его бытия. Перефразируя И.Брод ского, можно сказать, что В.Тюрин «заражен нормальным реализмом», он больше позна- ватель и открыватель, чем созерцатель и ук рашатель: Мой долг — услышать тишину Блаженных клеверных полей. Понять вершины тополей, Чья серебристая молва Всегда по-своему права. Путь к пониманию, таким образом, ле жит через переименование и смысловой пе реворот, совершаемый наяву, прямо здесь, в строке, во имя все того же поэтического долга. Поэтому и сады в этом стихотворе нии увидены и названы «замысловатыми», крыльцо — «жертвенником», убранным «червонцами» листьев, а октябрь — «чер 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2