Сибирские огни, 2003, № 6
смертия взгляды у него были лишенными всяческих иллюзий. «Беседовавший с Богом», он прекрасно понимал: История — это одно, а Вечность — нечто иное. И нечто гораздо большее, нежели История. «Доколь славянов род вселенна будет чтить...» — дотоль будет жить его поэзия: это он знал твердо, но не менее твердо знал и другое: как ни страшно это признать, не вечна и вселенная. Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья, Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы! Так писал он за три для до смерти, на аспидной доске, сохранившейся до наших дней, писал уже совсем ослабевшей рукой, бросая последние взгляды на широкий, древ ний — хотя тоже не вечный — Волхов... В последние несколько лет жизни он почти не обращался к стихам, чувствуя нарастающее одряхление души и тела. И вдруг — такой вдохновенный взрыв, такой всплеск гениаль ного прозрения произошел с ним, когда он в последний раз приехал в свое новгородское поместье, в Званку. Недаром говорят, что и слепые прозревают на миг перед смертью. А он всю свою жизнь не был слеп — ему было даровано орлиное зрение. А еще — голос соловья, способный передать в песне тысячезвучие жизни. А еще, напомним, звали его «лебедем среди екатерининских орлов». Все в его жизни -— от рождения до кон чины — символы поэзии в России. Он родился в селе над Волгой 3 июля 1743 года. Умер в селе над Волховом 8 июля 1816 года, на земле Господина Великого Нов города. А в Новгородском Кремле, на памят нике 1000-летию России, среди скульптурных портретов славнейших россиян есть и изоб ражение Гаврилы Романовича Державина. В тысячелетней России — «Един есть Бог, един Державин».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2