Сибирские огни, 2003, № 6
формы первого русского императора про извели такой «тектонический сдвиг» во всем внутреннем строении страны, что он при вел к небывалым переменам и в ее этичес ком облике. Причем эти перемены касались опять-таки далеко не только придворного, военно-бюрократического и иных власть имущих слоев — они ушли и в глубь народа. Унижение роли православия (уничтожение патриаршества и гонения на монастыри — не единственные методы этого унижения) и узаконенное монаршей волей разрушение того образа жизни, что в целом и являлся «домостроем» — то есть всей житейско-бы товой инфраструктуры взаимоотношений меж людьми: только двух этих факторов пет ровского «сдвига» хватило на то, чтобы по чти начисто изменить моральный климат в государстве. В результате едва ли не каждая доброде тель «птенцов гнезда Петрова» оборачива лась «второй стороной медали», малопри ятной, а то и черной. Безумная храбрость нередко оборачивалась безумной же и не знающей пощады жестокостью, энергия по иска и предприимчивости — диким авантю ризмом, образом действий, при коем чело век черта не боялся, но и Бога знать не хотел. Чувство греха, понятие греха было утеряно — при сохранении минимальных признаков внешней религиозности. (В XX веке эта по теря повторилась и теперь повторяется вновь — то с борьбой против Церкви, то с возвра том опять-таки к внешней религиозности.) Чувство свободы державного созидателя гра ничило с почти полной вседозволенностью и безнаказанностью, с возможностью совер шать по отношению к нижестоящим все, чего «левая пятка захочет», с крайним сумасброд ством и самодурством. А личная предан ность трону перерастала в фаворитизм, в вечный поиск «милостивца», в желание во что бы то ни стало «выйти в случай», ока заться если не в любимцах монарха, то в фа воритах его любимца... И все это яро под держивалось «старыми дрожжами», расцве тало на «добрых традициях» феодального покорства и раболепия, не говоря уже о взя точничестве и лихоимстве. Но нельзя не помянуть и еще об одной примете «столетья мудрого и безумного», которая лишь кажется декоративной, орна ментальной, выражавшейся в стрижке бород и введении в обиход правил иноземного пла тья и этикета. Через «окно», прорубленное Петром, уже в пору правления его наслед ников и преемников хлынула и та духовная отрава (хотя и благоухающая тонкими пар фюмами и сладкая на вкус), что весьма точ но поименована в прозвучавшей выше дер жавинской строке — «бесов французских наважденье». Были у нее и другие привле кательно-громкие титулы — «вольтерьян ство», «вольномыслие», «идеи Просвеще ния». Есть и еще одно название, трактуе мое весьма широко и порой без знания сути дела, однако в любом случае название неиз бежное — «масонство». Не будем вдаваться в тонкости, скажем лучше о результатах воз действия этой отравы на многие умы потом ков древнейших и славнейших русских ро дов: они — в отрицании отечественности в целом, во внутреннем (а порой и обрядо вом, конфессиональном) отречении от Пра вославия как от основы духовности русско го народа. Отказ от признания Божественно го начала в человеке на деле обернулся ядо витым скепсисом по отношению к безгра нично-божественным возможностям чело веческой натуры... Как следствие — оборот ная сторона этого скептицизма: желание изменить «все к лучшему» с помощью на силия — вот она, почва грядущей бесовщи ны. И, конечно же, еще один плод, сей отра вой пропитанный... но дадим лучше слово герою нашей статьи: О вы, что в мыслях суетитесь Столь славный Россу путь претить, Помочь врагу Христову тщитесь И вере вашей изменить! Да, это строки из оды в честь победы Суворова в Измаиле, но они отнюдь не к «вне шним врагам» обращены, что явствует из них («вере вашей изменить») и из последую щих: Чем столько поступать неправо, Сперва исследуйте вы здраво Свой путь, цель Росса, суд небес; Исследуй' и заклі Вы с кем V '4 коте И что ваш року перевес? Нет, вопросы сии гневные обращены к современникам и даже к некоторым знаком цам поэта-министра — к тем из его соотече ственников, кто тайно или явно шел из лона Русской Церкви в ложи «вольных каменщи ков» и в иные, осененные либо розой и вати канским крестом, либо звездой Давидовой; к тем, кто уже тогда начисто отрицал путь восхождения России к своему грядущему величию как путь «цезарей и рабов», но кому «борьба с крепостничеством» отнюдь не мешала становиться агентом враждебно го России государства (Новиков тому не единственный пример...). Почти ни в одной 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2