Сибирские огни, 2003, № 6
Как не поверить в то, что имя — осо бенно фамильное, родовое, от предков унас ледованное, имеет магическое, предопреде ляющее значение для судьбы человека. Осо бенно — человека незаурядного. «Дерзать» — этот глагол в древнейших пластах славян ской речи, в праистоках русского языка тес но породнен с другим — «держать», в зна чении: владеть, вершить могущественное действо, предполагающее одновременно и властвование, и созидание. (Одно из имен Творца — Вседержитель...) Никто уже не может объяснить, даже Бархатная книга рос сийского дворянства, в которой хранится запись о том, что один из потомков ордын ского мурзы Багрима (Бугрима), перешед шего на службу Руси еще при Василии Тем ном, получил прозвище Держава, — даже эта книга не может объяснить, что сему событию было причиной. Почему слово, означающее символ государственной влас ти, стилизованное изображение яблока (или земной сферы) из драгоценного металла, стало фамильным именем не шибко знат ного дворянского рода, осевшего и ставше го постепенно беднеть в казанской глуши, — никто не знает... Но одно определенно и несомненно, вероятно, для любого, кто читал оды «Бог» и «Фелица», кто был покорен громово-не жным звучанием гимна волшебству север ной природы, зовущегося «Водопад», кто ощущал в себе торжество и гордость за то, что родился русским — читая «На взятие Измаила», кого опьяняли плотоядно-слад ким жизнелюбием строки «Приглашения к обеду» («Шекснинска стерлядь золотая...»), а после пронизывали потусторонним холо дом, ледяным дыханием вечности словно бы не человеком, а колдовским древнейшим колоколом изреченные слова — «Глагол вре мен! металла звон!», короче, для каждого, кто знает мир этого поэта, а тем более — его земную судьбу, неопровержимо и неодоли мо ясно одно: такой поэт, такой человек мог называться только так — Державин. Другого имени у него быть не могло. ...Видимо, та эпоха, в которой автор «Во допада» возмужал и стал поэтом и государ ственным деятелем, была уникальнейшей в истории как государства Российского, так и нашей словесности — помимо всех прочих ее исключительных и необычных свойств и примет, тем уникальной, что лишь тогда, во времена «екатерининских орлов», эти два статуса, высокопоставленный официоз — и поэт, могли уживаться в одном и том же че ловеке. Уживаться если уж и не совсем мир но, то, по крайней мере без больших потерь для каждой из двух ипостасей. (И неверно было бы утверждать, что верх одержал все- таки служитель муз, а государственный муж потерпел поражение: когда Александр I в 1803 году отправил Гаврилу Романовича в отставку с поста министра юстиции, не одно лишь безмерное самолюбие поэта было сему причиной, — кончилось его время, ибо и как художник он в те же годы пришел к своему закату. Разумеется, для нас он ос тался прежде всего одним из величавейших творцов русского стиха, но это уже иной разговор — о вечности, а не о личности кон кретной...) Но даже и в ту славную эпоху отече ственной истории такое сталось под силу лишь одному человеку, лишь один нищий дворянин, бедный и отчаянный офицер, ста новясь последовательно статским советни ком, губернатором, статс-секретарем, гене рал-прокурором, министром, смог соеди нить в себе, в личности своей — в душе сво ей! — государственное дело и поэтическое слово. Причем последнее, не теряя ни своей верности истине, ни своей парнасской, «Ка стальской» чистоты, под его пером станови лось тоже в некоем смысле «государевым словом», художественным творением, опос редованно, а то и прямо влиявшим на пер вое лицо в империи, — при всем тогдашнем снисходительном отношении к «сочинитель ству» как к занятию сугубо частному. И не просто «соседствовали» в этом человеке ху дожник и сановник: они составляли единый духовно-гражданственный сплав личности. Единый — во всех значениях: и нераздели мый, и единственный. А потому этот поэт и государственный деятель с полным на то правом и без всякой гиперболы мог гордо сказать о себе то, что у любого другого из всех творцов русского стиха прозвучало бы ненатуральным всплеском самовозвеличи- вания: Един есть Бог, един Державин... Для автора этой строки (первой из «При каза моему привратнику») она была самым естественным утверждением его жизненной — и даже житейской — реальности; как нын че говорится — констатацией факта... «Столетье мудро и безумно» запечат лело себя в этом человеке, в его натуре, в его поэзии, в том, что делал и творил, действи тельно все, а не только второй своей полови ной, в которой ему выпало жить и действо вать. Соратники Петра — ощутили себя со зидателями Империи Россов, той «России молодой», что продолжала государство мос 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2