Сибирские огни, 2003, № 6

МИХАИЛ ТИТОВ ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО! Так что, неужели можно через границу просто так провести огромный грузо­ вик, доставить его к оптовой базе — и никто тебя не задержит? Ну, не совсем так. Все схемы нелегального преодоления границы через таможенные пункты сейчас пере­ числять не будем. Нас интересует пересечение границы мимо таможенных пунктов — иногда, кое-где и по некоторым причинам контрабандисты на это идут. «Новая граница» с Казахстаном такова, что почти не имеет естественных пре­ пятствий движению автотранспорта. Большую часть года автомобиль типа КАМАЗ может практически везде двигаться без дорог (пашни по некоторым причинам здесь стало мало), а по сельским дорогам и подавно. Для более «нежных» еврофур это слишком рискованно. Поэтому для пересечения границы приходится подгонять гру­ зовики повышенной проходимости, разбивать груз одной фуры на несколько ЗиЛов или на 3-4 КАМАЗа. Когда правит Его Величество Экономический Интерес, изобре­ тательность преступников неистощима — сброшенные с фуры в 90 кубометров груза всего за ночь переправила на склад в приграничном селе обычная «четверка». Тут ведь главное — преодолеть пограничную полосу, после этого груз снабжается фиктивными документами о покупке у какого-нибудь ООО, и это уже не иностран­ ное, а свое, родное. Плотность же дорожной сети здесь — до 4 сельских дорог на километр границы. Зимой, когда мороз и снега мало — вся граница представляет собой дорогу с твер­ дым покрытием, если же снега по колено — можно нанять сравнительно задешево у нас или в Казахстане «Кировец» К-700 с «клином», который на хорошей скорости пробьет дорогу и при необходимости вытянет застрявших. Пограничная зона здесь довольно густо заселена по обе стороны границы, все тут родственники или хоро­ шие знакомые, и как откажется дядя Петя от пары-тройки тысяч деревянных, если в родном совхозе зарплата аж целых 90 рублей? А если показался на горизонте УАЗик с пограничниками — «ну-ка, Петя, задвинь» — и «Кировец», объехав колонну, зава­ ливает огромным сугробом только что пробитую дорогу. Снегоходов у погранични­ ков нет, проходимая техника редка и зачастую не обеспечена горючим. Все эти транспортные и перевалочные операции не сильно уменьшают те са­ мые преступные 100 тысяч долларов. Правда, чтобы направить эти 100 000 в катего­ рию «чистой прибыли», грузовладельцу приходится нести еще некоторые дополни­ тельные расходы. Так, на всю Западную Сибирь прозвучал факт — при сопровожде­ нии автоколонны с контрабандными грузами были задержаны два сотрудника Уп­ равления ФСБ по Новосибирской области. «Оборотни», как оказалось, получали за проводку 30 тысяч долларов. С их точки зрения бизнес был выгоден — такие опера­ ции проводились еженедельно, а служебная зарплата у оперативников — несколько сот долларов. Неплохой приработок, не правда ли? Но выгоден он был и для заказчи­ ков — что такое 5-6 тысяч долларов с машины по сравнению со 100 000? Есть и еще кое-какие траты при нелегальном пересечении границы, но все рав­ но контрабанда невероятно прибыльна. МОЖНОЛИ ПОГРАНИЧНЫЕСБОРЫСЧИТАТЬЧРЕЗМЕРНЫМИ? Тут может возникнуть вот какой вопрос: а из-за чего сыр-бор разгорелся? Так ли уж нужны эти самые таможенные сборы? Ведь они удорожают импортные товары для жителей России, для конечных, так сказать, потребителей (это, кстати, истинная правда — без пограничных сборов китайские отвертки и кроссовки дей­ ствительно были бы дешевле). Ну, так может быть, отказаться от пошлин вообще, пусть все Свободно торгуют, конкурируют, сокращая издержки и предлагая более низкие цены? Вообще говоря, такая экономика — называемая «либеральной» — в некотором идеальном случае вполне могла бы работать. Но для того, чтобы она не скатывалась постепенно в монополистический, говоря грубее — криминальный вариант, когда «все схвачено» — нужно, чтобы кто-то следил за «правилами игры», нужно государ­ ство. Чтобы оно могло существовать, у него должны быть источники средств, нужны налоговые поступления. И это — одна из причин того, почему на государственных границах и существу­ ют таможни. На самом деле на границе собираются, в первую очередь, и главным образом, не какие-то особые таможенные пошлины, а те же самые 2 0 процентов 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2