Сибирские огни, 2003, № 6
раскладывать затем по другим коробкам при предпродажной подготовке. Тогда вой дет еще больше. И хотя более «деньгоемкого» товара, тех же шуб или там ноутбуков, в те же 60 «кубов» входит не на 150, а на 500 тысяч долларов,— цифру в 2500 вполне можно принять за базу. Среди контрабандистов довольно популярны все же относительно мелкие КАМАЗы — двадцатитонники, с объемом 28 кубов, но это все равно 70 тысяч долла ров, а то и побольше, то есть миллиона на два российских рублей. По ныне действующему законодательству при ввозе импортной продукции, грузовладелец должен заплатить таможне около 35% стоимости груза (в зависимо сти от вида товара), то есть, с еврофуры с товаром на 250 тысяч, при легальном пересечении границы, должно получаться более 80 тысяч долларов, с 2 0 -тонного КАМАЗа — около 25 тысяч. Естественно, и при легальном пересечении грузовладе лец старается экономить, занижая цену груза, но это немного другая история и дру гая проблема, хотя и не менее важная. Сколько же платят на таможенных пунктах реально и официально? Ну, это зави сит от того, насколько плотно данный пункт пропуска проверяется вышестоящими и контролирующими организациями. Если все спокойно, то официально и 10 тысяч долларов с фуры, если проверяют — то и 20 и 30. Разница между тем, что надо платить и тем, что платится официально, делится среди грузовладельцев и прочими организациями, в какой-то пропорции — как говорят бандюки, «каждый получает свою дельту» (и они, как оказывается, не чужды математической терминологии). При нелегальном же пересечении границы, вне таможенной зоны, и эти деньги — 10, 20, 30 и более тысяч — «экономятся», то есть делятся как-то по-другому. Вот тут и зарыт этот самый Экономический Интерес, из-за чего грузовладельцы выбира ют путь через границу вне таможенных пунктов. А можно ли бороться с занижением цены на легальном канале? Даже не учиты вая вероятность коррупции на таможне, нелегко. Говоря попросту, максимум, что можно сейчас с этим сделать — подвергнуть груз экспертной оценке. Это нена дежно, а в реальности просто невозможно. Как держать' на таможенном пункте группу экспертов — товароведов, знакомых со всем ассортиментом и текущими ценами на все виды товара? Представьте примерно, сколько такому эксперту надо платить, чтобы его не переманили торговые организации. Сколько бы вы ни пред ставили — у госструктур таких денег нет. Есть, конечно, эксперты РФФИ, привлека емые в сложных случаях, есть соответствующие справочники, но ведь для каждого товара существует определенный диапазон цен. Есть ботинки за 500 рублей, а есть и за 5 000. Надежность этого способа, сами понимаете... Не говоря уже о «коррупцио- генности». Или вот еще: трикотаж, текстиль и т.п. можно, в Отличие от обуви и радиоаппара туры, прессовать. Их и прессуют. Распечатаешь такой тюк — и он — фр-р-р — становится втрое больше в объеме. Помните, фильм был такой, как революционеры в тюках хлопка прятали какую-то подрывную литературу, и во что превратился жан дармский участок при попытке досмотра? Намекну: в наших пунктах пропуска чаще всего нет никакого оборудования для возвращения такого тюка в первозданное со стояние. И ладно, если предмет — джинсы. А если что помельче? Надо иметь крепкие нервы, чтобы пересчитать кубометр женского белья (а это приходится делать), мо ральный ущерб от такой операции может быть компенсирован, если только удастся выявить факт сокрытия части груза. В стародавние времена проблема эта решалась просто. Провозя груз через вла дения какого-нибудь князя, купец платил десятину, сам назначая цену товара, хоть грош за воз. Но вот только князь имел право не брать пошлину, а купить груз за заявленную цену, со справедливой торговой надбавкой, конечно. И купцы особо не наглели — дорого могло обойтись. Да, многое мы забыли из нашей богатой истории... Сейчас же занижение в 2 раза — это еще по-божески, бывает и в десятки раз. Что такое 80, да даже хоть и 30 тысяч долларов? Посчитайте на досуге, чего и сколько можно купить за эти деньги. Это большие деньги — особенно в таких местах, где средняя зарплата 1000-1500 рублей. 161 МИХАИЛ ТИТОВ іздщі. ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2