Сибирские огни, 2003, № 6

МИХАИЛ ТИТОВ ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО! Есть такая модная ныне дисциплина — логистика. Выражаясь по-старому, это что-то вроде оптимизации грузовых перевозок. Так вот оказывается, что если везти товар из Китая в Россию, то в настоящее время самый короткий путь таков: с огром­ ных оптовых баз в городе Урумчи, столице Синьцзян-Уйгурского автономного окру­ га КНР, на такие же оптово-розничные базы в казахстанском Семипалатинске, а за­ тем, через пресловутый пограничный Рубцовск, на оптово-розничные рынки Ново­ сибирска. Оттуда все расходится уже по городам и весям России, и даже СНГ. Какова рентабельность этой торговли? В Урумчи пара мужских носков стоит на наши деньги 1 рубль, на оптовке Новосибирска — 8-10 рублей. Неплохо. Масштабы таковы: суточный оборот рынков Новосибирска — 1,5 миллиарда рублей, из них через Алтайский край проходит большая часть — до 1 миллиарда. По оценкам Новосибирского УФСБ, до 70% товара составляет контрабанда. Что это такое — «китай-товар»? Это почти все, что производится по более- менее известным технологиям: хозтовары, металлоизделия, инструменты, элект­ робытовая, радио-, аудио-, видеотехника, текстиль, обувь, одежда, оружие, бижуте­ рия. Легально произведенный под лэйблами известных фирм и для известных фирм, или контрафактный товар (с фальшивыми торговыми марками) — на любой вкус. Все это китайцы делают для всего мира — покачественнее для Запада, похуже для нас. Китайцы умеют почти все, а главное — производят дешевле всех в мире. Пото­ му-то по всему свету прилавки магазинов заполнены китайскими товарами, а мест­ ные бандиты с удовольствием палят друг по другу и по мирным гражданам из китай­ ских ТТ. Вот подумайте, где в этих условиях найти свою экологическую нишу тому само­ му мелкому бизнесу, об интересах которого денно и нощно пекутся российские политики самого разного калибра и самой разноцветной ориентации? Что ему про­ изводить? Услуги? Да нет, не протянет долго экономика, участники которой только мило улыбаются друг другу, без производства. Надо что-то делать материальное, но что, если китайцы все уже делают, и дешевле? Из-за того, что производство в Китае дешевое (зарплата менее 100 долларов и 12- 14-часовой рабочий день — там норма, при вполне достаточной квалификации ра­ бочих), западные и японские фирмы переводят туда и высокотехнологичные произ­ водства. Это настолько выгодно, что они мирятся и с невозможностью вывоза из Китая прибыли в валюте — им вполне достаточно определенной доли готовой продук­ ции. Кстати, китайцы и сами умеют делать и микропроцессоры, и космические ко­ рабли. Если китайцам выгодно производить «китай-товар», то в других странах остает­ ся выгодным только торговать этим «китай-товаром». Причем всего выгоднее — контрабандным. Каков тут Его Величество Экономический Интерес, из-за которого бизнесмены идут на серьезный конфликт с законом, а исполнители рискуют при особо неблагоприятных обстоятельствах и пулю получить? Для этого надо немного посчитать и прикинуть. Объем кузова еврофуры — «дальнобойного» автофургона — колеблется от 60 до 120 кубических метров. Но нормативная емкость не предел, ее ухитряются превышать, так что груженая легким товаром фура выглядит, как полунадутый дирижабль. Что такое кубометр полезного объема кузова фуры и сколько туда помещается товара? Везут много разного и по разной цене. Ходовой товар — кожаные и синтети­ ческие куртки, «аляски», джинсы, белье, фрукты, но есть и более дорогие грузы. Естественно, куб синтетических курток стоит дешевле, чем куб дорогих шуб, а фура сотовых телефонов стоила бы очень дорого, но когда везут электронику, то основ­ ную массу составляет более дешевая аудиотехника, поэтому общая цена груза ока­ зывается примерно такой же, что и для одежды. Практика показывает, что в массовых потоках цена кубометра примерно едино­ образна, и проще всего определять ее на примере обуви. Обувь мы покупаем часто, и товар это довольно массовый, без сапог особенно не походишь, поэтому обуви везут много. В один кубометр умещается около 50 пар женских сапог. Оптовая цена пары женских сапог китайского производства — около 50 долларов. Кубометр — 2 500. Таким образом, цена груза одной фуры (60-100 кубов) может достигать 150-250 тысяч долларов. А можно везти сапоги в больших групповых коробках, внавал, и 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2