Сибирские огни, 2003, № 6

МИХАИЛ ТИТОВ ШЖ)\ ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО! Нередко товар из Локтя на машинах перевозился до станции Поспелиха, распо­ ложенной за Рубцовском, и снова загружался в поезда. Подчеркну: о сложившейся криминальной практике ухода от таможенных пла­ тежей знали все силовые структуры, включая УФСБ по Алтайскому краю, мили­ цию, таможню и пограничников, но решить эту проблему правоохранительные органы не могли. Хотя ларчик открывается просто: самым эффективным спосо­ бом решения проблемы стал бы перенос пункта таможенного контроля из Руб­ цовска в Локоть. Сибирское таможенное управление каждые полгода направляло в ГТК письмо с просьбой переноса таможенного поста и расчетом экономических потерь для бюджета. В 2001 году с этой же инициативой выступили и пограничники, заступив­ шие на охрану границы России с Казахстаном. Но все оставалось по-прежнему. Дело не сдвинулось бы с мертвой точки, если бы не Союз обувщиков Сибири. Мы били тревогу. Проблему на станции Локоть знали руководители всех правоохранительных структур с 1991 года, и никто не при­ нимал никаких мер к закрытию огромной дыры, через которую потоком шла контра­ банда. Союз обувщиков Сибири неоднократно обращался к Президенту, Правитель­ ству страны, Полномочному представителю Президента России в Сибирском феде­ ральном округе, в Государственную Думу с просьбой на межгосударственном уров­ не решить проблему железнодорожных пунктов пропуска, установить на них жест­ кий таможенно-пограничный контроль. Хорошо, что нашлись люди с государственным мышлением и не просто под­ держали разговоры о прекращении контрабандного канала, а приняли самые реши­ тельные меры для его перекрытия. Знаю, как героически повели себя пограничники. 14 февраля они ценой серьезных усилий закрыли Локоть. Они встали цепью лицом к поезду и не позволили открыть двери для выгрузки товара. Для того, чтобы поме­ шать сбросу груза на ходу, им пришлось остановить тронувшийся поезд и в течение часа пробираться сквозь полностью заваленные баулами вагоны, расставляя посты в тамбурах для сопровождения загруженного товаром состава до Рубцовска. Во вре­ мя охраны государственной границы, коей и является перрон, в спины погранични­ ков, стоящих в оцеплении, летели камни из рук тех русских бригад, которые жили за счет этих поездов. Пользуясь тем, что пограничники не могут повернуться к границе спиной, их били палками. И это противостояние длилось несколько дней. Несмотря на все перенесенные унижения, военные категоричны в своих действиях. «Мы вста­ ли здесь навсегда», — заявляют они. Как долго еще ждать полного прекращения стычек между пограничниками и контрабандистами, сказать трудно. Уже сейчас пограничники поставлены в тяжелые условия, когда им, ограниченным личным составом, приходится обеспечивать на­ дежность «зеленой» границы, сопровождение поездов и охрану на станции Локоть. Уверен, они уже не уступят, и закон восторжествует. В декабре 2001 года по приглашению губернатора Алтайского края Александра Сурикова я выезжал в Барнаул. Могу сказать, что губернатор смотрит на ситуацию с контрабандой в крае точно так же, как и мы. Однако вопрос о переносе таможенного и пограничного постов до сих пор так и не решен. И решить его, в соответствии с российским законодательством, можно лишь на уровне Правительства, включив в списки таможенных постов станцию Локоть. Еще в августе 2000 года ГТК направил в Сибирское таможенное управле­ ние письмо, в котором указал, что «с учетом требований Положения о создании и обозначении зон таможенного контроля, отсутствуют какие-либо препятствия для самостоятельного создания зоны на станции Локоть силами Сибирского таможен­ ного управления без дополнительных разрешений и поручений со стороны ГТК РФ». Тем самым Москва предоставила руководству СТУ возможность организо­ вать таможенное оформление прибывающих пассажиров и грузов, начиная со станции Локоть и до Рубцовска, где расположен таможенный пост. К сожалению, решение проблемы контрабанды в 2 0 0 2 году смогли взять на себя лишь погранич­ ники. 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2