Сибирские огни, 2003, № 6

МИХАИЛ ТИТОВ Ж і ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО! в первую очередь китайские, с укреплением рубля снова начинают душить отече­ ственную промышленность. Если в первые годы реформ рынок отдали на откуп иностранным производителям за счет сравнительно низких таможенных пошлин, то сейчас большая часть импорта осуществляется контрабандным путем и вообще бес­ контрольна для государства. Только транспортом компаний, входящих в Ассоциацию авиационных грузо­ вых операторов (АСАГРО) и в Ассоциацию грузовых авиакомпаний (АТАК), еже­ годно в Россию из Азиатского региона (преимущественно из Китая) ввозится това­ ров на сумму порядка 11-14 миллиардов долларов. Официально же в 1999 году из Китая было импортировано товаров всего на 565 миллионов долларов. Когда нам говорят, что отечественный товаропроизводитель не может конкури­ ровать с китайским, то это, мягко выражаясь, ложь или же непонимание проблемы. Мы можем конкурировать! Но при условии честной конкуренции. А как можно конкурировать с китайской контрабандой? И здесь необходимо сделать отступление, взглянуть, что делается у нашего восточного соседа. ТИГР УЖЕ ПРЫГНУЛ! Реформы, начатые в Китае в конце 70-х годов, превратили экономику страны в одну из самых притягательных для иностранных инвесторов. Успехи китайских ре­ форм поистине впечатляющие. Средний ежегодный рост ВВП составляет 8-9%, сверх­ быстрыми темпами идет освоение высоких технологий. Из сельскохозяйственной страны всего лишь за 20 лет КНР превратилась в страну мирового производителя товаров. Сегодня во многих отраслях Китай находится на первом месте в мире по объемам выпуска продукции (например, это относится к бытовой технике, обуви, агрохимии). Правительство Китая создало все условия для развития производства внутри страны. Для этого была реализована целая система мер. В Китае действует система свободных экономических зон (СЭЗ), в которых существуют значительные налого­ вые льготы для производителей. Следует отметить, что налоговая система на терри­ тории всего Китая, а не только в СЭЗ, ориентирована на стимулирование развития производства. Более того, она поощряет развитие конкурентоспособного в миро­ вом масштабе производства. Налоговая система в Китае не грабительская, а стимулирующая. Предприятия, действующие в низкорентабельных отраслях, а также созданные в отдаленных, отста­ лых районах, получают налоговые льготы в виде 5-летнего полного или частичного освобождения от уплаты налогов, а затем могут получить 15-30-процентное сниже­ ние ставки налога на 10 лет. Сельскохозяйственные предприятия получают «налого­ вые каникулы» на 15 лет. Иностранному партнеру, реинвестирующему в Китае прибыль на срок не ме­ нее 5 лет, возвращается 40% от уплаченного подоходного налога. Экспортирующие предприятия освобождаются от уплаты НДС и акцизов. Кроме того, экспортоориен­ тированные предприятия получают от государства дотации и субсидии, достигаю­ щие 2 0 процентов. Китай отличается не только низким налоговым бременем для предприятий, но и низким удельным весом налогов в ВВП. Если в развитых странах удельный вес налогов в ВВП составляет свыше 35%, в развивающихся — 20-30%, то в Китае — всего 1 0 - 2 0 %. Установив сравнительно низкие налоги для производителей, государство тем самым создает благоприятный климат для экономического роста. Ведь в условиях низких налогов, а следовательно высокой рентабельности, предприятия производят значительно больший объем продукции. И, как следствие, резко увеличивается нало­ гооблагаемая база и, соответственно, доходы государства. Очевидные прописные истины пока так и не доходят до российских чиновников. Аналогичная ситуация и с кредитованием промышленности. Если в Китае предпри­ ятие может получить кредит под 0,5% годовых, то в России речь идет о 25-30%. И это только для самых крупных и хорошо известных. Другим предприятиям получить кредит и вовсе трудно. Надо давать солидный залог, намного превышающий кредит­ ные суммы, и кредитные ставки для таких предприятий увеличиваются. 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2