Сибирские огни, 2003, № 6

стреляли хозяева конфискованных тюков с контрабандой. В 1856 году в районе дей­ ствия Ревельской бригады баркас, спущенный на воду с фрегата английских контра­ бандистов, напал на пост русских пограничников. На западную границу для борьбы с контрабандистами были привлечены регу­ лярные войска — Нарвский егерский полк и артиллерийская бригада. В ночь с 6 на 7 января 1870 года на границе с Пруссией произошло одно из самых кровавых столкновений. Для задержания вооруженных контрабандистов с товаром на 170 санях (сегодня, чтобы перевезти такое количество груза, понадоби­ лась бы колонна из 10 «КАМАЗов; стоимость товара 100 — 150 миллионов совре­ менных рублей) капитан Мелех и двадцать объездчиков устроили засаду у пригра­ ничного моста. Нарушители и груз были задержаны, но в погоне и перестрелке капитан Мелех получил четыре ранения, объездчик Щеголев — шесть. Раны для обоих оказались смертельными. Существовала и морская контрабанда. На рейде у Одессы, например, пароход подтапливал прикрепленный к поплавку груз. Местные жители выходили на шалан­ дах в море и вытаскивали на поверхность непромокаемые тюки с чаем, кофе, шел­ ком или парчой. В лесах контрабандисты использовали паки — скрепленные жердя­ ми вертикальные тюки. Паки крепились на спину и прикрывались ветками. Подполковник Вольпек, командир отряда 12-й отдельной пограничной Калишс- кой бригады (западная граница), только за 1912-1913 годы лично задержал 69 контра­ бандистов. Всего на его счету 90 задержаний. К 1913 году эффект от закрытой от контрабанды границы составлял 370 милли­ онов рублей. При расходах на содержание пограничной охраны в 25 миллионов. (Из материалов, предоставленных Музеем пограничной службы Российской Федерации). ПАНОРАМАПРЕСТУПНОГОПРОМЫСЛА Из исторической справки видно, что даже в царской России понимали вред, наносимый контрабандой, и старались это зло истребить. Что изменилось сегодня? И почему «реформаторы» новой России не понимают необходимости защиты на­ ционального рынка от иностранной товарной интервенции, защиты собственных товаропроизводителей? Контрабанда — явление социально-экономическое. Она появилась вместе с вве­ дением таможенного тарифа. Чем беднее было государство и население, чем мень­ ше горе-правители заботились о поддержке собственной промышленности, тем ярче расцветала контрабанда. И были случаи, когда эта экономическая чума уничтожала целые государства. Если вспомнить, почему пал Карфаген, то станет понятно, что не последнюю роль в этом сыграла контрабанда. Городу-государству нужны были день­ ги для ведения войны. Правители значительно увеличили таможенные сборы с ино­ странных купцов, но должного пополнения бюджета так и не получили и даже на­ оборот — сборы значительно упали. Почти весь товар стал доставляться нелегально. Больше того, от контрабанды сильно пострадали карфагенские ремесленники. Про­ изводство пришло в упадок, и город потерял еще один источник доходов. Казна опустела, и войну вести стало не на что. Это исторический факт, а что происходит у нас в России сегодня? Приграничные регионы Сибири в последние годы стали настоящей зоной бед­ ствия для российской экономики. Контрабандный транзит сегодня — это хорошо отлаженная индустрия, а тропы контрабандистов расширились до магистралей. Например, в Алтайском крае из общего числа только зарегистрированных пре­ ступлений, связанных с внешнеэкономической деятельностью, контрабанды — по­ чти половина. Круговорот экспортно-импортных операций по тайным каналам на­ поминает сделки миссионеров с папуасами. Через российскую границу вывозят лес, нефтепродукты, цветные металлы, рыбопродукты, а обратно огромными парти­ ями гонят дешевое тряпье. Контрабанда — очень выгодный промысел, где нет минимальных размеров оплаты. В читинской области за год работы группа контрабандистов вывезла в Китай леса и металлолома по подложным документам на миллионы долларов. Смешной 151 МИХАИЛ. ТИТОВ ШШу] ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2