Сибирские огни № 5 - 2002

ВИОРЭЛЬ л о м о в — Когда в мае 1596 года, всего-то четыреста лет назад, всесильный испанский X король, владыка полумира Филипп узнал, что тело его злейшего личного врага, мое ^ тело, — старик поднял кверху указательный палец и спутники его согласно закивали ш головами, — покоится в свинцовом гробу на дне залива, неподалеку от панамского ^ города Номбре-де-Диос, это для него был сущий праздник. Одно это известие про­ си длило ему на два года страданий его жизнь. Католический мир залился вином. Вся ^ Испания ликовала, энтузиазм распирал всех, будто каждый испанец приложил руку ^ к моей преждевременной смерти... и Экс-пират усмехнулся. — Все просто опухли от счастья. Да, тогда была весна... Точно такая же весна, как перед этим... Мы с запада заходили в гавань вдоль узкого мыса, на котором лепился Кадис. Ослепительно белые стены домов в прозрачном воздухе как бы при­ поднимали город над ослепительно голубой поверхностью моря. Все было какое-то небесное. Какое было время! Какое время!.. — старик задумался. — Так вот, Севилья была залита огнем иллюминаций, число ночных любовных признаний возросло втрое, дуэлей — впятеро. И только одна женщина, богиня, прекраснейшая из прекрасных, дснна Изабелла (это вот ее портрет), бросившись лицом в мавританское покрывало, не стесняясь слез своих, безутешно рыдала, рыдала первый раз в жизни, а потом в клочья разодрала покрывало, мокрое от ее слез. А какие у нее были глаза, какие глаза! Что-о-о?! Они сверкали даже во тьме! И вот эти глаза погасли, потускнели и опустели навсегда, — глаза старика засверкали, как суровое море в ночи. Салаги молчали. Когда молчишь, и набираешь рост. А потом вагон летел на восток, а люди в нем держались мыслями за запад. Впереди были дачи, позади дома, и только у одного пирата дом там, куда он держит путь. Мысли упруго натягивались, рвались... Вот они порвались, и все замолкли. Дорога сморила всех, рядом со стариком оказалась дама, он не понял какая, то ли Анна, то ли Мэри — а, один черт! — справа был портрет у стены, сквознячок по шее, слева дама, он пригрелся к ней и уснул. Проснулся от толчка. Остановка. Дамы не было — видно, унесло сквознячком. На удивление было тихо в совершен­ но пустой электричке. Не было даже запаха мыслей. Неужели проспал до конеч­ ной? Вышел. Нет, остановка его. Но что это? Снег? Снег-то намел, ясно, ветер, а вот его кто принес сюда? Какой снег! Неужели пролетело полгода? Или полжизни? Моргнешь раз глазом и проморгаешь лето. Моргнешь другой и проморгаешь жизнь. «Однако, чего это меня принесло сюда зимой? — подумал старик. — Ниче­ го не поделаешь, теперь надо пробираться к домику». И он далеко в сторону отбро­ сил ненужный теперь посох. Снегу было по пояс. Садоводческое общество онемело под снегом. Снегу наме­ ло под застрехи домов. Так тихо, что слышно, как за рекой стрекочет сорока да товар­ няк за рощей отпиливает кусок пути. Снег лежал на пути, как белый дракон. Из-за поворота вышла огромная фигура, увенчанная несуразно громадным рюкзаком, да еще покрытым чем-то плоским. И только она ступила на снег, как тут же и исчезла в нем, оставив на обозрение один рюкзак с плоской крышей. Из-под рюкзака понес­ лись ругательства. Появились руки, голова со сдвинутой набок шапкой. Фигура вы­ лезла на свет божий, сняла рюкзак, осторожно отцепила от него завернутый в меш­ ковину портрет и, вытирая со лба обильный пот, пристроилась на заборе. Это был генерал Олоне. На него с любопытством уставилась сорока, прилетевшая на ругань с того берега. — Надо ползти! — воскликнул герой Маракайбо и форта де-ла-Барра, а может, и Номбре-де-Диос, и помахал сороке шапкой. — Внучка тут не проходила? Внучка Мэри? Я подобрал ее в Каракасе. Он нахлобучил шапку, похлопал по ней рукой, так что неясно было, что он нашел в Каракасе — внучку или эту шапку — и, прицепив к спине, как черепаха панцирь, портрет, пополз по улочке, волоча за лямки набитый рюкзак. В рюкзаке что-то позвякивало, никак не меньше сорока тысяч реалов. Пополз, скорей всего, к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2