Сибирские огни № 5 - 2002
щего человека, который чувствует в себе поэзию и выражает ее в слове, — жанр тут не особенно важен. Хотя, конечно, речь идет прежде всего именно о художниках стиха как о творцах самой тончайшей духовно-психо логической материи — следовательно, о людях с наиболее развитым психомиром, людях-«чувствилищах», более других наде ленных даром провидения ...). Некрасов, Тур генев, Ал. Толстой, Лев Толстой, Апухтин, Бальмонт, Бунин — беру самые «разномас тные» имена тех, кто свой век, подчас нема лый, свое физическое существование завер шил без стороннего вмешательства и не «по собственному желанию». То же можно ска зать и о поэтах советской эпохи... Но — тут надо вспомнить еще одну гу милевскую строку: А для низкой жизни были числа. Численно — да, большинство русских художников слова умирали своей смертью. Но поэзия на то и поэзия, что числа, «про центное отношение» в ней — ив отношении к ней — имеют ничтожное значение. «Мол нии бьют по самым высоким деревьям»; удары этих молний как раз и создали в рус ском общественно-народном и личностном восприятии тот самый «архетип»: смерть поэта есть гибель поэта. Да так мощно, что свет этих вспышек накрыл собой и тех, кто «при нотариусе и враче». И при священни ке. И есть в таком — уже действительно на родном, а не литературном, и уж, конечно, не в вульгарно-социологическом взгляде своя высшая справедливость. ...Хотя бы потому, что уход художника слова из жизни всегда есть финал трагедии, разыгравшейся меж ним и миром (обще ством, государством, а, может, и просто его семьей). Вот почему нам ныне ясно: не будь тот же Некрасов таким, каким он был, он бы излечился где-либо на италийских берегах; и Достоевского убила не эпилепсия, а пули, что не вылетели на Семеновском плацу. Вот по чему и «домашне-больничные» смерти Бло ка, Булгакова, Твардовского и Яшина (опять же «разномастные» имена беру) стоят на од ном уровне трагедийности с гибелями Гуми лева, Клюева, Мандельштама и П. Васильева, а те —- с финалами Есенина, Маяковского и Фадеева. «Юридически» утверждать о пер вых и третьих, что их кто-то убил— нет смыс ла, ибо нет «чисел», нет юридических же доказательств (по крайней мере — пока), но вот перед Богом — и перед Россией — да, можно и нужно сказать: их убили... А теперь — главное. Все, что относится к русскому взгляду на понятие «смерть поэта», явилось на свет, сформировалось и укоренилось — в Импе рии. Или — в Империях. В русской и советс кой Империях. При власти царской, при влас ти коммунистическо-советской, при автори тарных и тоталитарных режимах. То есть тог да, когда отечественная поэзия (шире — сло весность, искусство) расцвела, вошла в зенит и дала не одно или несколько созвездий, а це лый космос звезд. Звезд стиха, прозы, музы ки, кисти — Поэтов. Такой космос, какого не дал весь остальной мир планеты за все тыся челетия своего существования. Только в таком космосе творцов Красо ты понятие «смерть поэта» становится явле нием, которое потрясает народ. Которое под вигает людские множества без всякой на то команды (а то часто и вопреки запретам) собираться на проводы поэта в последний путь. Тут нет ничего парадоксального, — кроме разве что парадоксальности (всемир ной) таких феноменов, как «Россия» и «рус ская поэзия». Будь иначе —- в феврале 1837 скончался бы всего лишь титулярный совет ник и камер-юнкер Пушкин... Можно долго и нудно рассуждать (что и делают тьмы ис следователей, комметаторов и социологов), что сей Русский Ренессанс происходил не сколько столетий постоянно «несмотря на», «наперекор» и «вопреки» тому или иному обстоятельству. Словом, по «недосмотру начальства»... Это правильно вообще-то. Более того: именно эти «наперекор» и «не смотря на» становились источниками тех молний, которые били по самым высоким вершинам. Мы можем признать сегодня, что одни русские гении и таланты погибали в своих сшибках с высшим светом, другие — с собственно имперской властью, третьи — в конфликтах с цензурой, с охранкой, с рево люционерами, с ЧК и ЦК. Каждого убивало что-то или кто-то. Но, заметим, никто из под линных отечественных творцов поэзии не был ни открытым врагом Империи (царс кой или советской), ни ее лакеем... Читайте предсмертные письма ушедших «доброволь но» — убедитесь в том сами. Иное дело: кое-кого буквально расплас тывал разлад меж собственной душой худож ника и собственными же социально-поли тическими (или религиозными — Гоголь) взглядами. Но и в таких случаях нельзя ут верждать, что художника «убила система». Под колесами имперской колесницы гибли многие «физические лица», среди них и по эты, но то — факты социальной истории, ее статистики, а не психологии взаимоотноше ний меж поэтом и государством. Тот совер шенно ни уха, ни рыла не смыслит в сей пси хологии, кто утверждает, что того или иного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2