Сибирские огни № 5 - 2002

ВЛАДИМИР ШАПОШНИКОВ <дЖм. ЭТОТ ВЕЧНЫЙ «ПОЛОВОЙ ВОПРОС» Но этот герой все-таки остался жив, хотя и перенес тяжелое нервное потрясе­ ние. А вот для другого чистого, целомудренного юноши столкновение с пошлым, повседневным развратом окончилось трагически. Володя, герой одноименного рас­ сказа, во время пребывания на даче у дальних родственников познакомился с фри­ вольной дамочкой, в которую, как ему показалось, по уши влюбился. Но когда эта дамочка сама пришла ночью в комнату Володи и отдалась ему, с ним произошла ужасная метаморфоза. Сначала, как пишет Чехов, «Володе показалось, что комната, Нюта, рассвет и сам он — все слилось в одно ощущение острого, необыкновенного, небывалого счастья, за которое можно отдать всю жизнь и пойти на вечную муку, но прошло полминуты, и все это вдруг исчезло. Володя видел одно только полное, не­ красивое лицо, искаженное выражением гадливости, и сам вдруг почувствовал от­ вращение к тому, что произошло. — Однако мне нужно уходить, —- сказала Нюта, брезгливо оглядывая Володю. — Какой некрасивый, жалкий... фи, гадкий утенок! Как теперь Володе казались безобразны ее длинные волосы, просторная блуза, ее шаги, голос!..» Да и все вокруг отныне стало казаться ему безобразным, отвратительным, гад­ ким. И не в силах вынести этой гадости Володя покончил с собой. Чехов в этом несомненно одном из лучших своих рассказов со всей очевиднос­ тью показал, что разврат отнюдь не всегда является предметом для плоских шуток и острот, что это одно из тяжелых жизненных испытаний, преодолеть которое могут тоже отнюдь не все. И хорошо, что не все, невольно «дополняешь» Чехова, хорошо, что есть еще на свете такие чистые, совестливые мальчики. Только вот много ли их? И не исчезли ли они вообще в наш суперразвратный XXI век? Весомую лепту в художественное осмысление и нравственное исследование «полового вопроса» внес и Лев Толстой. И здесь следует сразу же обратиться к его программному в этом смысле произведению — к повести «Крейцерова соната», вызвавшей, как известно, при появлении в печати беспрецедентную, бурную поле­ мику. «Крейцерова соната» — вещь далеко небесспорная, и, перечитывая ее в наши дни, видишь, что в иных своих суждениях и прорицаниях Толстой был и неправ, и по- детски наивен или, как принято сейчас говорить, непрофессионален. В этой связи Чехов совершенно справедливо отметил, что Толстой порой «трактует о том, чего он не знает и чего из упрямства не хочет понять. Так, его суждения о сифилисе, воспи­ тательных домах, об отвращении женщин к совокуплению и проч. не только могут быть оспариваемы, но и прямо изобличают человека невежественного, не потру­ дившегося в продолжение своей долгой жизни прочесть две-три книжки, написан­ ные специалистами». Но все-таки Толстой — это Толстой, он и здесь во всей мощи проявил свой гений. Прежде всего он со всей присущей ему прямотой и нелицеприятием поста­ вил вопрос: в чем причины, корни, истоки разврата в современном цивилизованном обществе? И главную причину этого нагло процветающего и вполне узаконенного разврата он видит в чудовищной несправедливости социального устройства, когда одни купаются в роскоши, обжираются изысканными блюдами, опиваются дороги­ ми винами, а другие живут впроголодь, едва сводя концы с концами.»... около меня нынче весной работали мужики на насыпи железной дороги, — рассказывает глав­ ный герой повести. — Обыкновенная пугща малого из крестьян — хлеб, квас, лук; он жив, бодр, здоров, работает легкую полевую работу. Он поступает на железную дорогу, и харчи у него — каша и один фунт мяса. Но зато он и выпускает это мясо на шестнадцатичасовой работе с тачкой в тридцать пудов. И ему как раз так. Ну а мы, поедающие по два фунта мяса, дичи и всякие горячительные яства и напитки, — куда это идет? На чувственные эксцессы». Нельзя не разделить негодования и злой иронии Толстого, когда он возмущается и высмеивает давно сложившийся и тоже «узаконенный» порядок полового воспи­ тания юношей и девушек в богатых семьях. А порядок этот сводится вот к чему: по достижении половой зрелости каждый юнец из состоятельной семьи имеет «закон­ ное право» вступить в связь с проституткой либо с иной другой девицей легкого поведения. И никого — ни родителей юноши, ни других его близких родственников, ни домашних врачей — это не удивляло и не шокировало. Ибо так принято, так делают все, и вообще «это полезно для здоровья». Причем ни благородных отцов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2