Сибирские огни № 5 - 2002

Комментируя это стихотворение, В.Вересаев пишет: В сущности, подробней­ шее чисто физиологическое описание двух половых актов — с страстной женщиной и с женщиной холодной. А какая целомудренная красота и какая чистота! Когда С.Т.Аксаков прослушал это стихотворение, он побледнел от восторга и воскликнул: — Боже! Как он об этом рассказал! Совершенно очевидно, что все дело именно в том, как об этом написать. И право же, наши классики заслуживают самых восторженных похвал за то, что умели писать эротику поистине высоким поэтическим слогом, без малейшего нале­ та пошлости и скабрезности. У Лермонтова есть известное стихотворение «Тамара», представляющее со­ бою эротическую новеллу о сладострастной коварной царице, которая завлекала к себе в башню случайных путников, дарила им упоительную ночь любви, а потом через потаенный люк бросала их тела в Терек. Лермонтов без тени смущения описывает эти ночи любви: На мягкой пуховой постели, В парчу и жемчуг убрана, Ждала она гостя. Шипели Пред нею два кубка вина. Сплетались горячие руки, Уста прилипали кустам, И странные, дикие звуки Всю ночь раздавалися там. Читаешь и диву даешься: откровенная, беззастенчивая эротика, но какая высо­ кая поэзия звучит в каждой строке, вызывая и «огонь в крови» и даруя подлинное эстетическое наслаждение. Лермонтов вообще был одним из наших самых «эротических» писателей. У него есть целый цикл стихотворений, посвященных «падшим женщинам», и можно с полным на то основанием утверждать, что Лермонтов первым в русской литерату­ ре обозначил проституцию как социально значимую проблему. Его «девы младые» — это, как правило, жертвы жестоких условий жизни, либо проданные своими «бла- годетельницами»-тетушками богатым развратникам, либо вынужденные ради кус­ ка хлеба торговать собою. Вот типичная история такой несчастной девушки: Родителей не знала я своих, Воспитана старухоючужой, Не знала я веселья дней младых, — Идаже не гордилась красотой; В пятнадцать лет, по воле злой судьбы, Я продана мужчине—ни мольбы, Ни слезыне могли спасти меня. С тех пор я гибну, гибну—день от дня. Наконец Лермонтов написал довольно большую эротическую поэму «Сашка», где приоткрыл одну из «тайн» домашнего воспитания дворянских детей. В те самые добрые старые времена многие дворянские отпрыски, вроде героя лермонтовской поэмы, вплоть до совершеннолетия росли и воспитывались в родовых имениях сво­ их отцов — в так называемых дворянских гнездах. Однако далеко не всегда эти воспе­ тые нашими классиками гнезда были обителями высокой нравственности. Нередко бывало наоборот. Русские помещики имели обыкновение вступать в связь с дво­ ровыми девицами, горничными, гувернантками и прочей женской обслугой. И, гля­ дя на «шалости» и «проказы» родителей, их примеру следовали их сынки, у которых половая зрелость наступала и властно заявляла о себе уже в отроческом возрасте. Именно такая «обыкновенная история» и случилась с четырнадцатилетним Сашкой. Однажды в знойный, летний день он лежал полураздетым в беседке и вдруг услышал рядом, в кустах, шорох платья и звуки, похожие на лобзанья. Побуждаемый любо­ пытством, он раздвинул кусты и увидел своего отца в объятиях дворовой девушки Маврушки. Дальше произошло нечто совершенно невероятное, вполне достойное того, чтобы стать сюжетом одной из новелл «Декамерона». Впрочем, предоставим здесь слово автору. В л а д и м и р Ш а п о ш н и к о в у& т э т о т в е ч н ы й « п о л о в о й в о п р о с »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2