Сибирские огни № 5 - 2002
измеряется 1000-летием. Во-вторых, в переходные периоды (сейчас Россия пережи вает третью модернизацию) создается видимость отказа от государственно-коллек тивных институтов в пользу частнорыночных. В-третьих, рыночные мутации модер низируют социально-экономический генотип России, но не меняют его нерыноч ный характер. Как в капле воды выражает себя море, так и нерыночная система организации общества выражает себя в общественно-служебной собственности (но не частной), в централизованной системе (но не в федеративной), в единогласии (но не в демокра тическом большинстве), в сдачах результатов труда (но не в обмене посредством купли-продажи) и так далее. Работы Новосибирской экономико-социологической школы — это революци онный прорыв в деле создания подлинной науки, адекватно отражающей принципи ально иной объект изучения, нежели Запад — восточные нерыночные социальные системы (восточные цивилизации). Мы по умолчанию считаем, что «мировая на ука» — это наука для всех времен и народов, для Запада и Востока. Когда речь идет о природных объектах, это большей частью действительно так. Но как только мы стал киваемся с социальными общественными системами восточного типа, так обще ствоведение, построенное на фундаменте теоретико-множественного подхода (от элемента — к множеству как сумме элементов) начинает давать сбой. «Умом Рос сию не понять, аршином общим не измерить» (Ф. Тютчев) потому, что она требует системных методов постижения (от целого — к частям и элементам). А наука еще корчится в родах глубоких системных методов анализа. Поэтому «мировая» гумани тарная наука — это западная наука, пригодная для исследования атомизированных протестантских цивилизаций. Поэтому безумно талантливый русский народ вер шинные достижения имеет в литературе, искусстве, но не в науке. Мы в ближайшее время обсудим глубокую тему неразрывной связи восточной науки и системного метода. Без этого знания русский человек может быть патрио том сердца, но не патриотом ума. Глубокая трагедия П.Я. Чаадаева, которого обря жают в одежды русофоба, вырастала из неразрешимого для его времени противоре чия между восточной душой и западным протестантским умом. Чтобы патриоты России сделали первый шаг к гармонии ума и сердца, я их адресую к фундаменталь ной работе авторского коллектива «Социальная траектория реформируемой Рос сии: исследования Новосибирской экономико-социологической школы» (Новоси бирск: Наука. Сибирское отделение РАН, 1999). И еще одной работе представителя этой школы: Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. — М.: ТЕИС, 2000. Подозреваю, что читатель, следуя за мной в отвлеченных рассуждениях о мето де, постепенно теряет почву под ногами. А этого допустить никак нельзя. Поэтому изложение нового системного метода «Матрица» я проведу на конкретном приме ре мировой иерархической матрицы «Диаспора глобальных корпораций». Диаспорный глобализм— тать в ночи Понятие «глобализм» затаскали и оно, как это обычно бывает, стало размытым, обозначающим все и ничего. Я под термином «глобализм» подразумеваю: — в экономике — процесс превращения национальных корпораций (НК) в транс национальные (ТНК, зарегистрировано около 60 тыс.) и в глобальные (ГК, около 30); — в политике — возрастающее влияние ТНК и ГК на политику формально само стоятельных государств и на мировую политику вплоть до полного контроля; — в социальной сфере — стратегия отказа корпораций от «социального бре мени»; — в идеологии — противопоставление корпоративных ценностей и целей об щенациональным. Геополитики по инерции обсуждают глобализацию, главными действующими лицами которой являются сверхдержава (США), семерка развитых стран, исламский мир, Европейский союз, Китай и так далее. Если отбросить исторические повторы и ритуальные поклоны авторитетам геополитической науки, то останется совсем не много для современности: ВЛАДИМИР КАРПОВ № ГРАД КИТЕЖ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2