Сибирские огни № 5 - 2002

ВЛАДИМИР КАРПОВ ¡¿К З } ГРАД КИТЕЖ (внутренними рынками), что существуют народы со своей уникальной культурой, что корпорации — это средства влияния конкретных государств, народов, цивилиза­ ций на другие (речь веду о внешнеэкономической деятельности корпораций). Нет государства, нет народа —- исчезает материальный носитель и формации, и цивили­ зации. Следовательно, общепризнанные теории исторического процесса перестают «работать». А что мы имеем в настоящее время? Транснациональные корпорации (ТНК) постепенно утрачивают связь с «мате­ ринской почвой», перерождаясь в глобальные корпорации (ГК). Для глобальной кор­ порации отечество — пустой звук. Движения «Врачи без границ», «Журналисты без границ», «Экологи без границ» — это разнообразные проявления общепланетарно­ го процесса отрывания экономических, социальных, профессиональных структур от национальных корней. Приведу один примечательный факт. Недавно известный финансист Джордж Сорос заявил, что перестал понимать современный рынок и передал управление своим знаменитым фондом сыну. Игра? Думаю, что нет. И дело не только в том, что отсутствует фундаментальная теория глобального рынка. В конце концов, у сына Сороса тоже нет такой теории. Суть дела в другом. Не было и никогда не будет экономической теории, которая бы детально описывала конкретику экономичес­ ких процессов. Большую роль в принятии экономических решений играют опыт — «сын ошибок трудных» и интуиция. Глобальный рынок требует нового опыта и новой интуиции, которые уже не дано приобрести патриархам. Современная эко­ номическая интуиция — удел молодых. Об этом же говорил великий физик Макс Планк: «Старики-физики вымрут, а молодежь усвоит новую физику безо всяких зат­ руднений». Итак, необходимо новое научное зеркало для глобализма, нужна современная интуиция. Здесь орешки не простые Не буду интриговать читателей и сразу возьму быка за рога. Инструментом для системного изучения глобальных процессов и институтов должны стать мировые иерархические матрицы. У лестницы, ведущей к мировой иерархической матрице (далее — «Матрица»), немало ступеней. Назову лишь первую и последнюю. Энгельс в основу своей работы «Диалектика природы» положил идею о том, что материя имеет несколько уровней организации. Каждый уровень организации материи есть особая форма ее движения со своим особым материальным носите­ лем (атом, молекула, клетка и т.д.). Каждый последующий уровень организации ма­ терии не уничтожает предыдущие, а содержит их в себе. Биологическая клетка не может существовать без атомов и молекул. Качественно отличная форма движения материи и ее материальный носитель имеет свои законы и свою науку (физика, химия, биология...). Наконец, высшая форма организации материи содержит все низшие формы в «снятом» виде. Выражаясь современным языком, на верхнем эта­ же материальной иерархии расположены системообразующие факторы, которые обеспечивают целостность мироздания и координируют поведение материальных носителей на всех этажах этой сложнейшей системы. Реплика. На вопрос «Зачем нам преданья старины глубокой?» я бы ответил так: поскольку глобалисты утверждают новый мировой порядок, разлагая государства, народы, культуры, они нарушают самый фундаментальный закон мироздания. В этой связи идейное наследие Энгельса получило острое современное звучание. Последняя ступень перед концепцией «Матрицы» — институциональная тео­ рия хозяйственного развития России, созданная новосибирским социологом Оль­ гой Эрнестовной Бессоновой, и теория институциональных матриц, созданная но­ восибирским экономистом Светланой Георгиевной Кирдиной. Для нас интересны три базовые идеи институциональных теорий. Во-первых, организованность рос­ сийским экономическим, политическим и духовно-идеологическим процессам при­ дают весьма устойчивые «институты» нерыночного типа, время жизни которых уже

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2