Сибирские огни № 5 - 2002
ВЛАДИМИР КАРПОВ ¡М В * ГРАД КИТЕЖ Минервы, как встарь, готова выпорхнуть в сумерки, когда народы мира пройдут большую часть дороги без путеводной нити теории. Между тем, глобализм — это такой вызов каждому народу и человечеству в целом, на который предстоит дать ответ в нашем веке, и от которого нет возможности уклониться. Во времена грандиозных революций в физике, биологии, астрономии естество испытателям нет необходимости долго убеждать ученую публику в том, что прин ципиально новый объект требует для своего изучения новых приборов и новых кон цепций. Обществоведы -— увы — склонны держаться за наследие великих и отбива ются от парадоксальных явлений современности цитатами из классиков. Отправляясь в опасное плавание по волнам эпохи перемен, нам не обойтись еще без одной важной «засечки на компасе». Примитивно понятые критерии успе ха, руководствуясь которыми глобалисты переделывают мир, сводятся к двум прин ципам: — перспективна лишь экономическая эффективность, все остальное — мура, макияж для слабонервных; — прав тот, кто силен. На этих принципах построить новый мировой порядок не удастся. Развернутые доказательства — чуть позже. А для начала — два контрпримера идеологам глоба лизма. Контрпример 1. Смертельный вирус, выедающий изнутри живой организм, и эффективен, и силен. Однако он не способен создать новый организм-кентавр, со стоящий из прежнего организма и паразитирующего в нем убийцы. Вирус просто уничтожает источник собственного процветания и подыхает сам (если природа не наделила его механизмом окукливания). Контрпример 2. История хранит немало повествований о завоеваниях дикими племенами культурных народов. Как правило, внимание ротозеев привлекает пер вая часть драмы. А есть еще и вторая «неинтересная» часть. Суть ее в том, что уже внуки диких завоевателей вполне вписаны в культурную традицию завоеванной ци вилизации. Культура отесывает дикарей. Только бы у цивилизации хватило жизнен ных сил на сопротивление варварству и на сохранение верности своему культурно му наследию, своему культурному коду. Не здесь ли следует искать корни восточной мудрости: слабость побеждает силу?.. Не мы ли эти простофили? Ровно год назад в пятом номере «Сибирских огней» была опубликована моя статья «Начало истории — XXI век». Если отсечь исторические параллели, доказа тельства и публицистический «оживляж», то останутся три по-настоящему, на мой взгляд, важные идеи. Идея первая. Человечество вступило на путь всеохватных перемен. До основ ревизуются и уничтожаются тысячелетние творения человеческого гения — госу дарство, народ, патриотизм, национальная культура, представление о добре и зле. Парадоксальную необычность этого движения и жестокую опасность исторических вызовов государствам и народам мира, можно передать, используя выражения «эпоха скелетов» или «другая история». Идея вторая. Чтобы сохранить народы мира от расщепления или даже истребле ния, нужно сохранить их государства и внутренние рынки. Поскольку одно и другое переплетено неразрывно, я вынужден ввести понятие «державный рынок» («дер жавная экономика»). Державная экономика базируется на специфическом нацио нальном наборе локомотивных отраслей производства двойного — национального и глобального — назначения и высоком платежеспособном спросе населения, опре деляющем объем державного рынка. Стремление развивать весь набор промыш ленного и сельскохозяйственного производства — вот вам один из важнейших пара доксов «другой истории»! — с необходимостью обрекает их на быстрое вырожде ние. (Речь веду не только о России. По оценкам экономиста Михаила Хазина до 25% экономики США без искусственной поддержки убыточны). Между тем, за десять лет ни в масштабах России, ни в масштабах краев и областей осмысленная в современ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2