Сибирские огни № 5 - 2002
ОЧЕРК И ПУБЛИЦИСТИКА Э К О Н О М И К А И П О Л И Т И К А Владимир КАРПОВ ГРАД КИТЕЖ Живу, живу, а в душе обиды... Проносятся волны, гневно гремя, Ты затонула, как Атлантида, Республика Ленина, юность моя... Илья Сельвинский Социализм в экономике, советскую власть в политике, интернационализм в межгосударственных и межнациональных отношениях отпевают. Запредельный иди отизм этому хору придает присоединение к сочным голосам вальяжной элиты сла бого, но честного дребезжания сирых и убогих. Главные доводы, почему надо за няться похоронами нового эволюционного направления организации общества, незамысловаты: социализм экономически неконкурентоспособен, устанавливает тиранию серой массы, представляет собой утешительную сказку-опиум для слабых и бедных. Попытки добросовестного сопоставления качества жизни народов в обеих сис темах, которое бы учитывало не только куцый перечень макроэкономических пока зателей, но и показатели образованности, здоровья, обороноспособности, межна циональной терпимости, уверенности в завтрашнем дне стариков и молодежи, на талкиваются на почти религиозную нетерпимость к инакомыслию. Что говорить о нас, еще не отошедших от зоологического антисоветизма, если весьма сообрази тельный немец Хассо Хершель (знаменитый тем, что переправил по тоннелю в За падный Берлин из Восточного 29 человек) не замечает вопиющей предвзятости в своем сопоставлении социализма и капитализма: «У социализма не будет будущего, потому что в нем только идеология. Хотя я знаю многих людей, которые были счас тливы при социализме. Они искренне верили в светлое будущее и не замечали пре ступлений, совершаемых вокруг. Капитализм свободен от идеологии. Но это мир, где либо убиваешь ты, либо убивают тебя (Ничего себе! — В. К.). Он создан для сильных. Я сильный, просто мне не повезло» («Известия». — № 166, 14.09.02). Подобного рода споры о великих сражениях XIX — XX веков будут вестись еще очень долго. Хотя обе стороны отчетливо видят, что новообразования XXI века с большой натяжкой вписываются в классические модели Маркса-Ленина или Смита- Фридмана. Глобализм порождает такие необычные процессы, соединяет такие про тивоположности, разрушает такие нерасщепимые атомы, что у политологов глаза на лоб лезут. Надо понять, что обществоведение переживает примерно такую же рево люцию, какую физика пережила в начале прошлого века. А у гуманитариев сова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2