Сибирские огни № 5 - 2002
числа! Когда студенты жаловались на трудности учебного процесса, она хохотала над несчастными и громко вопрошала их: — С чем у вас трудности? С запоминанием? А что там в учебном процессе еще? Но если к ней на лекции или на семинарском занятии обращались с вопросом, что такое феминизм или применима ли в условиях развитого социализма «Кама- сутра», она готова была часами рассказывать о сравнительных правах женщин у нас и в странах капитала, о возрастающем с каждым годом потенциале строителей ком мунизма и об отличии любви индусов от любви тех же пеласгов, после чего у студен чества отвисала челюсть и хотелось все испробовать самому. Анна Семеновна ис крометно рассказывала о том, как она воочию видела Брюсова, Ленина, Маяковско го, Коллонтай и даже императора Николая Второго. — С Джоном Ридом я была— вот как с вами— я тут, он там. Потрясающий был мужчина! От него шла волна революционного энтузиазма! Настоящие мужчины — все революционеры, а все настоящие революционеры — мужчины! Вы думаете, чему обязана революция своим успехом? Только мужской силе пролетарского аван гарда! Ее не пугал всеобщий аскетизм, когда все обладали всеми. Ведь от этого все были безмерно счастливы. В годы немыслимой чистоты нравов, когда детей находи ли в гнездах аистов и в капусте, Анна Семеновна умудрялась читать спецкурс и вести кружок «Особенности брачных ритуалов и церемоний народов земли». — Ну и ну!— удивлялись в деканатах, на кафедрах и в ректорате, а студенты так просто шалели от восторга, так как и на обычных лекциях она чуть ли не половину времени уделяла рассказам о своей боевой молодости и всякой архаике, любви, сексе, исторических казусах, связанных с этим. Не исключено, что именно ее молит вами число бракосочетаний на младших курсах заметно возросло. — В любви главное то, о чем вы все время думаете, — так обычно Анна Семе новна начинала первую лекцию. Она справедливо полагала, что в основе всего, даже курса политической экономии, лежит любовь. — Именно эрос. Эрос — фундамент жизни! Вам не приходилось бывать в Индии? Хотя Анне Семеновне тоже не довелось побывать не только в Индии, но даже в Болгарии, она со знанием дела описывала храмы, статуи, обычаи индусов. Особенно нравился молодежи священный ритуал, когда царица при павшем ниц народе соеди нялась во имя народного счастья с быком. Разумеется, на ее лекции студенты валом валили. И когда ее пытались (единственный раз) приструнить на идеологической ко миссии парткома, она вполне резонно спросила ее членов (в основном мужчин): «А скажите-ка мне своими словами, о чем таком, чего не делаете вы сами, я говорю студентам? Я им говорю о продолжении рода человеческого и о росте самосознания гражданина, а это, в конце концов, единственное верное направление в воспитании нового человека! В конце концов, чему вы обязаны своим появлением на свет? Божь ему промыслу? Тот, кто бросит в меня камень — тот бросит камень в свою мать!» Камня никто не бросил. В протоколе записали: «Проведено разъяснение. Объяснени ем удовлетворены». Будь кто другой на ее месте, уже был бы третий. Из всей воспитательной работы Анна Семеновна не любила только сама ходить по общежитиям и рыться в студенческом белье. Она предпочитала засылать в «бас тионы коммунистической морали» своих посланцев. — Проверять в общежитии моральный облик студентов и студенток?— воскли цала она. — Зачем? Конечно же, он у них есть. Куда ему деваться, если деваться неку да? Не будете же вы у солдат проверять аппетит, а у евреев чувство юмора? И потом— кто первым бросит в бедную девушку камень, если даже и обнаружит грех? Вы мне приведите его! — с этими словами она отправляла в рейд бригаду комсомольцев- старшекурсников, в сумках которых вместо камней было вино и пиво. Своим языком Анна Семеновна могла достать любого, оттого у нее со всеми в институте был общий язык. Напряженные отношения были лишь с Ядвигой Лео- в и о рэ л ь л о м о в с о л н ц е с л е п ы х
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2