Сибирские огни № 5 - 2002

ВИОРЭЛЬ ЛОМОВ СОЛНЦЕ СЛЕПЫХ Тут Софья Никитична и вовсе начинала кашлять. — Какое-то безумие: получаем в распоряжение вечность, тратим ее по крохам, а ни на что не хватает! На дворе уже восьмидесятый год... — взглянув на часы, резко меняла тему Анна Семеновна. — Ас другой стороны: сколько бы его ни было, этого времени, в конце все равно цейтнот. Спросим у шахматистов. Василий Львович, — трогала она за плечо профессора Волынцева. — А, Василий Львович! Тот поворачивался, демонстрируя на лице отпечаток темы заседания Ученого совета. — Василий Львович, не правда ли, в шахматах главное не умение играть, а уме­ ние вписаться в отпущенное для игры время? — подбородком Анна Семеновна указывала на председателя Ученого совета профессора Сазонтьева. — Как вам сказать? Если не умеешь играть, не впишешься. — А если умеешь? — Тогда, наверное, да. — Благодарю вас, Василий Львович. Не правда ли, Юрий Семенович сегодня бесподобен? Есть ли что лучше, чем изрекать банальности? Это самое естественное состояние человека. Нет, вы послушайте, он не может без статистики! Статистика, как проститутка, обслуживает всех. Латинский язык она знала блестяще и доводила коллег до умоисступления крыла­ тыми фразами и словечками. Любимыми ее выражениями были: «imago animi vultus»3, «satis verborum»4 и сотни других, известных не только в Древнем Риме, но и в современном мире всем образованным гражданам. «Я отношусь к числу «laudator temporis acti»5,— любила говорить на Ученом совете Анна Семеновна, — хотя в тех былых временах я много и претерпела». Ученый совет много лет ломал голову над тем, что она хотела этим сказать. Таксистов же, как людей занятых общественно полезным делом, она неизменно приветствовала стереотипно и кратко: «Salve, го­ лубчик!»6 Голубчики обоих таксопарков ей отвечали тем же: «Salve!» Анна Семеновна занималась воспитательной работой на совесть. Она, конечно же, понимала, что учебная работа — главная и основная работа в вузе, но поскольку ею занималась не она, а Ядвига Леопольдовна, проректор по учебной части, то главным и основным у нее стало именно воспитание подрастающего поколения, а заодно и всего профессорско-преподавательского состава, в духе подлинного граж­ данства, к которому призывали еще Минин и Пожарский. Слова же великого русско­ го поэта Некрасова о поэте и гражданине бронзовой краской были выписаны на стене ее кабинета, как напоминание всякому посетителю, который заходил к ней по своей или по ее воле. Один только перечень дел, занятий и проблем, с которыми ежечасно сталкива­ лась Анна Семеновна, занимал две страницы машинописного текста. Этот пере­ чень, за ее подписью, был вывешен на первом этаже учебного корпуса на доске с расписанием. Его дважды в день мог видеть ректор института Егор Васильевич Тугой. Воспитательная работа включала в себя СТЭМ и КВН, общежитие и ДНД, кура­ торство и субботники, шефскую помощь селу и праздники, митинги и персоналии, комитет ВЛКСМ и партком, театры и концерты, выставки и стадионы, абитуриентов и интернат, стенгазеты и агитпоезда, интеротряды и мир во всем мире. Проблемы подлинного, а не квасного патриотизма, проблемы духовной и одухотворенно-поло­ вой (sic!) любви, проблемы долга и служения, духа и отчизны, проблемы мужествен­ ности и женственности, проблемы интеллектуализма и информированности, начи­ танности и образованности, проблемы языкознания и этимологии слов — несть им 3Лицо — зеркало души. 4 Довольно слов. 5 Восхвалитель былых времен. 6 Здравствуй.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2