Сибирские огни, 1927, № 6
ская ячейка. У Родова же из этой ленин ской мысли получается чорт знает что: «По мысли Чанцева»,—пишет Родов,— «ясно, что на первом месте у нас, будто бы, не развитие СССР, как базы междуна родной революции, не социалистическое строительство, а «дело»—дело без всяко го классового содержания. «Дело»—раз вязывание производительных сил, инду стриализация, технический прогресс, ра ционализация производства и т. п., но вне всякий связи с социалистическим характе ром нашего строительства, вне угла зре ния международной пролетарской рево люции». Трудно даже поверить, что все это мог написать коммунист. Ведь получается, что «развертывание производительных сил, индустриализация, рационализация, тех нический прогресс» и т. п. в советской стране может, каким-то образом, оказать ся «бесклассовым явлением», «делом без всякого классового содержания!». И все, это выдается за самую ортодоксальную, марксистскую критику! Следует также остановиться на экскур се Родова из рассказа «Высокий Путь» в повесть «Каан-Кэрэдэ», который им сде лан с целью доказать, что «круг идей» Чанцева, «сменовеховство», является идео логией и Андрея Бронева, который с кры ла самолета кричит, отмахивая кулаками, обращаясь к рабочим и крестьянам Си бири. «— Советская власть, разумеется, не может отпускать на воздушный флот столько же средств, сколько мировая бур жуазия. Но, товарищи, мы им все-таки морду набьем! Раз у государства нехва тает' средств, значит—сами. С миру по нитке—новая стальная птица!..». Андрей Бронев назван «бывшим бело гвардейцем», но нигде в повести об этом не сказано ни слова. Приводятся слова Бронева о том, что «чеки у нас в роде как вовсе нет» («Высокий Путь», стр. 93Г). Пусть читатель посмотрит это место. Там слишком ясно, как эти слова сказаны. И за этими словами немедленно следует гневная реплика собеседника: — Глупости! Кстати, нам известен отзыв подлинных сменовеховцев о повести Вивиана Итина. Пражский журнал «Вольная Сибирь» на ходит, что «повесть испорчена агиткой». Контрреволюционные писания, как изве стно, часто являются довольно хорошим политическим барометром. Они травят все по-настоящему большевистское и восхи щаются самой трескучей оппозиционной «ультралевой» фразой. Не мешает вспомнить, откуда идет вся эта пышная родовская фразеология: не возможность «коммунистического дела»... «вне угла зрения международной проле тарской революции» (т.-е., повидимому, определенный уклон в вопросе о социа лизме в одной стране). С. Родов усиленно занимается поисками контрреволюции в каждой фразе советских «людей». Но мы знаем, что при первом же столкновении неуклюжая верность Броневых, Елтыше- вых, Чанцевых скажется ценным боевым свойством, а оппозиционная трескотня— оружием врагов. Мы считаем настоятельно необходимым создание здоровой марксистской критики. Критика, основанная на трех фразах, из которых двух «герой» разбираемого произведения вовсе не говорил, а смысл третьей искажен, этому требованию не отвечает. Надо внести больше здорового в разбор произведений нашей еще моло дой художественной литературы, без этих систематических выпадов против отдель ных авторов и без таких вздорных оце нок советской печати, какая была сделана С. Родовым по отношению к нашему жур налу. Такие выпады не проходят бесслед но. Они чрезвычайно вредят нашему ком мунистическому влиянию в советской ли тературе. Мы уверены, что с подобными метода ми критики мы больше не встретимся. По поручению редакции «Сибирских Ог ней» М. Басов. Г. Круссер. Редакционная коллегия: М. Басов. В. Вегман. В. Зазубрин. Т . Круссер. Г. Черемных.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2