Сибирские огни, 1927, № 6
ными впечатлениями, наблюденными не посредственно фактами, воспоминаниями, и это придает большую живость изложе нию часто сухих деталей. Это талантли вый рассказчик. Книжка читается легко и доступна для всякого читателя. Удэхейцы—одно из манчжурно-тунгус- ских племен, пришедших в соприкоснове ние с палеазийцами, с которыми у них есть общие черты. Автор говорит, что у удэхейцев отсутствует власть. Никому в голову не приходит главенствовать над другими, и вместе с тем развито почита ние старших. Молодой предпринимает что- либо обычно с совета старшего. Но ста рик передает свои права сыну, почув ствовав одряхление. На морском промыс ле, на артельной охоте руководителем становится наиболее опытный. То же са мое отмечается у коряков, чукоч и др. се верян. Русские всюду вводили авторитар ный строй. Им непременно было нужно, чтобы налицо имелся какой-нибудь «кня- зец», «мурза» и т. п. Туземцы, в том чис ле удэхейцы, подчинились. Не имея кня зей, они просто указывали на наиболее зажиточного или бывалого. Это было чем- то в роде повинности, наложенной побе дителем. «Удэхейцу незнакомо чувство эгоизма». Эта черта опять сближает их с северяна ми. Добыв или получив что-нибудь, удэ- хеец обязательно поделится с окружаю щими. Вдова, сироты не останутся без по мощи. Они щепетильно честны, чем бесцеремонно пользовались русские. У удэхейцев сохраняются пережитки группового брака: жену берут из рода ма тери, но не отца. Мужчина не может уха живать за женщиной одного с ним рода. В. К. Арсеньев делает экскурсию и в область истории. По атласу, составленно му по китайским источникам известными знатоками Д. В. Шкуркиным и Барановым, на правых притоках Уссури в 1115 г. н. э. существовали две народности—Цзирамин1) к Удага. В. К. Арсеньев полагает, что пер вые—гиляки, а вторые—удэхейцы. По мнению автора, орды Чингис-хана докатились (1284 год, указанный в тек сте, очевидно, опечатка или описка) до Великого океана и разрушили государ ство чжурчженей; тунгусские племена по низились в культурном уровне и превра тились в охотников и рыболовов. К сожалению, фактов, указывающих на ранее существовавшую более- высокую культуру, автором не приводится. Указа но на отсутствие морской лодки и паруса, как на признак «континентальности» про исхождения. Мы полагаем, что тот тип культуры, к которому принадлежат удэхейцы, охваты вал группы турецких, монгольских и тун гусских народностей. Это «лесные наро ды», «черневые», йышкизлер, урянха.. Они—охотники. Но земледелие и осед лость зародились если не среди них, то где-то по соседству с ними. «Физический тип лесного обитателя- удэхейца близок к тунгусскому. Средний рост мужчин—166 сант., женщин—145 см. Фигура стройная, сухощавая. Среди них. нет ни толстых, ни тонких; они все оди наковы и как бы вылиты из одной формы. Небольшая величина рук и ног бросается в глаза, череп круглый, лоб несколько скошенный назад. Монгольская складка век развита в детстве, хотя у иных жен щин она сохраняется и во взрослом со стоянии; нос плоский, с низкой переноси цей и, большей частью, выгнутый. Впро чем, на р. Кусуки и севернее до р. Самарги (в особенности на р. Един) можно найти и горбоносых. Волосы длинные, черные и прямые. Очень часто среди южно-уссурий- ских тазов можно встретить темно-русых,, а детей блондинов. Цвет глаз—карий. Ко жа—грязно-смуглая, со слабым оттенком: желтизны. Особенно поражает сильно раз витая скуластость у женщин, так что лицо в действительности шире черепа и имеет форму пятиугольника. Этой скулатости нет у мужчин, она не выражена и у детей и, невидимому, развивается только по жен ской линии с возрастом». Эта несколько длинная цитата дает иллюстрацию той об стоятельной характеристики различных этнографических элементов, которая дается автором, а, с другой стороны, включает ин тересные факты для аналогий. Во-первых, скуластость, относимая обычно на счет монгольского типа, преимущественно на блюдается среди женщин и в других пле менных группах, напр., у абаканцев и алтайцев. В. К. Арсеньев отмечает, что у детей скуластость не выражена, у женщин она развивается позднее. Интересна так же наличность «горбоносых», явление, опять-таки распространенное по Сибири. Удэхейцы подверглись разнообразным влияниям: манзы3), гольды, орочи3), рус ские—все оставили свои следы. Вероятно, посторонние влияния идут из глубокой древности. Окитаенные удэхе-тазы (автор об’ясняет: та-цзы—туземец, абориген) жи вут к югу до Саучана и Судзухе. В бассей не Имана они уже называют себя удэхе. По Викину, Хору, низовьям Хунгари жи вут настоящие удэхе. Сначала китайцы потеснили туземцев, а затем этим восполь зовались русские и уселись на этих ме стах. Является мысль, что удэхе представляют арьергард тунгусского племени, отхлынув шего на север и северо-запад. 1 ) У манчжуров есть собственное имя Цзирамин- ‘ 2) Манцзы—название китайцев на Д. В. Обычно га. Айгунский амбань Цзираминга вел переговоры с это окитаенные инородцы-. Муравьевым в 1858 году, 3) Ороч, по словам автора, значит «человек».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2