Сибирские огни, 1927, № 6
ховерхову, Варваре Васильевой, Михаилу Рабиновичу и Ивану Зубовскому, а также из воспоминания К. Молотова о Суховер- хове и списка горнорабочих, казненных и замученных колчаковцами за участие в Кольчугинском восстании. К сборнику приложен краткий хроноло гический указатель революционного и профессионального движения горняков Сибири, а также краткий указатель лите ратуры по истории сибирского союза гор няков. Рамкй библиографической заметки не позволяют подробно останавливаться на содержании каждой статьи. Однако, от метить следует, что исторические факты, приведенные в статьях, а равно и даты проверены сотрудниками Сибистпарта по архивным материалам. Вообще же в каче стве материала для своих статей авторы использовали не только воспоминания, но также газеты, журналы и архивы (обла стного бюро горнорабочих Сибири за 1917-1920 г. г. и Министерства труда быв шего колчаковского правительства). В общем и целом сборник является цен ным вкладом в небогатой еще литературе по истории профсоюзного движения в Си бири. Систематизированный исторический материал, собранный в сборнике, несом ненно, привлечет к себе внимание истори ков, изучающих профессиональное и ре волюционное движение вообще и горно рабочих в Сибири, в частности. Значение сборника усугубляется еще тем обстоя тельством, что он с интересом прочтется и массовым читателем, ибо все статьи, к слову сказать, удачно подобранные, напи саны простым общедоступным языком. С внешней стороны книга производит весьма приятное впечатление: хорошая бумага, чистый, четкий шрифт, художе ственные заставки и концовки. Сборник снабжен многочисленными иллюстрация ми и фотографическими снимками. Как это видно из предисловия, общая редакция сборника выполнена В. Вегма- ном. Ему же принадлежит и окончатель ная подготовка всего материала к печати. А—х. П. Г. Иванов.—«Томские татары». Мате риалы по обследованию томских карагасов .летом 1927 г. Отд. отт. из «Трудов общ. кзуч. Томского края». Вып. 1-й. 1927 г. П. Г. Иванов в виде очерка дает сводку своих записей о хозяйственном быте, чис ленности населения, немножко о физиче ском типе, немножко о фольклоре. Это обычного для последнего времени типа этнографическая работа,—типа «предвари тельных отчетов», из которых можно вы уживать иногда ценные факты. Мы остано вимся здесь на небольшом экскурсе авто ра в историко-этнографическую область. В двух районах—Коларовском и Бого родском—автор нашел обруселых «татар», известных под именем карагасов. Автор за дался вопросом, не те же ли это карагасы, что живут по Кану, Бирюсе и Уде. Дан ных для разрешения этого вопроса он не кашел. Это все-таки не лишенный интере са факт. Т. н. карагасы (нужно писать че рез одно с, а не через два, так же, как хакас, карагас) —это не племя, а админи- стративйое об’единение нескольких племен разного происхождения, отчасти родствен ных или даже тождественных с теми, ко торые живут по соседству с ними в восточ ном Урянхае и также в Хакасии (чогды, богоше). Название этому этническому комплексу дало племя кара-кас, или кара- касха, одно из трех подразделений кас- тар-ов, по-русски—качинцев, оставивших свое имя и речке Каче, протекающей через Красноярск. Упомянутые три подразделе ния—это кара касха, ак касха и сарыг кас- ха, т.-е. черные, белые и желтые касха. Первые две «кости» сохранились на Аба кане и на Июсе, а третья—среди «карага сов»; кара кас как-раз среди последних, повидимому, и не сохранились. Томские «карагасы» могут быть потомками выселив шихся с Енисея качинцев—кара кас’ов. Это представляется возможным, так как качинцы в конце XV II и в начале XV III в. переселялись. При этом часть их была зе мледельческой еще до прихода русских; другая же часть охотничала, особенно по скольку кастар вобрали в себя ястынцев и аринцев. Основная масса была все-таки представлена «кашинцами конными», т.-е. скотоводами. Но возможно, что «томские карагазы» получили свое название не от племени Ка ракас. «Каракас» (кара+агас) значит лес, бор. Обычно обитателей лесов по-турецки называют йыш кизлер—таежные (или чер- невые) люди. Попросту их зовут иногда йыштер, йыш. Может быть, таежных охот ников на Гоми могли называть также и «карагас». По наблюдению П. Г. Иванова, названию карагас усваивается презритель ный оттенок: «у, проклятый карагас!» или—«ы-Крагазы!». В Сибири таежников, промысловых людей называют полупрезри тельно: тайга! В некоторых местностях, в аналогичном смысле, говорят: «чалдон за- ледеевский». Томские карагасы, несомнен но, потомки сородичей племен, живущих на Алтае и на Июсах. Надо заметить, что каракас имеются не только в Хакассии и в лице «карагасов», но и в Казакстане. Н. Козьмин. В. К. Арсеньев. — «Лесные люди—удэ- хейцы». Владивосток. 1926. 48 стр., ц. 40 к. Автор этой небольшой интересной книж ки известен своими этнографическими ис следованиями в Уссурийском крае. Обыч но работы этого автора изобилуют лич
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2