Сибирские огни, 1927, № 6
ста верхов; в конце выдвигается социаль- ло-политический идеал—социального по- равнения и казачьего выборного строя. Н. Н. Фирсов по преимуществу—исто рик Поволжья. Поволжский колорит у не го можно заметить и на общих его исто рических концепциях, как у Щапова отра зилась северная, поморская Русь, а у Клю чевского—верхне-волжско-окская, москов ская, центральная. Для нас, сибиряков, имеется один пункт, оставшийся естествен но не развитым у нашего автора. При Шуйском, отмечено у автора, Мос ковское государство раскололось на два: за Шуйским остались Москва, Смоленск, Великий Новгород, Нижний Новгород, Ка зань и Сибирское царство, которое тогда только что добиралось до Енисея. Осталь ные были против Шуйского. Из сибирских актов мы знаем, что тогдашняя Сибирь не была затронута, по крайней мере, широкой смутой. Эмиссары разных партий в ней бывали, но успеха не имели. Воеводы си бирские дождались твердой власти. Почему это так было? Конечно, играли тут роль и сибирские расстояния. Но прежде всего имела зна чение ориентация Поморских городов и уездов, которые, как известно, сыграли активную роль в ликвидации смуты. День гами и людьми они поддерживали партии порядка. Поморье крестьянское, «черно сошное», мало знакомое с крепостным правом, сравнительно зажиточное, про- мысло-торговое, жило по новгородской традиции, хлебом с юга. Вместе с тем оно было втянуто в обслуживание загранично го экспорта. Смута била его по живому месту, а революционный и хлебный юг не сумел столковаться с ним. Север потя нул и Сибирь. В последней в то время ру ководящая хозяйственная роль принадле жала, главным образом, поморскому тор говому капиталу, и естественно, сибирские представители последнего держались по морской ориентации. Политическая же об становка, повышала значение организован ной силы в лице «служилых людей» и об’единенной команды в лице воевод. Слу жилые люди, под прикрытием которых двигались промышленные и торговые лю ди, были заняты очень прибыльной в от ношении «зипунов», но и очень тяжелой и опасной борьбой с туземцами. Они часто терпели большие неудачи в открытом бою, а их похождения за зипунами вызывали досадные и для московского самолюбия последствия, напр., одна шайка служи лых людей была захвачена алтайцами: их высекли и, что для русского человека, не особенно обижавшегося на порку, было нестерпимо, обстригли им бороды. Сибир ские воеводы не склонны были итти по стопам Шаховских и Телятевских и др. аристократических вождей казаков и крестьян. Фрондировать даже против мало авторитетного царя Василия Ивановича (Шуйского) было невыгодно. Было бы интересной работой неболь шое исследование, посвященное этому во просу. Это благодарная тема для молодо го сибирского историка. Мы думаем, что всякий прочтет с боль шим интересом содержательную, живо на писанную книжку проф. Н. Н. Фирсова. Она вызывает много аналогий из далекого и близкого прошлого. Затрагивает она те мы незаезженные, свежие. Вместе с тем она будит исследовательский дух. Н. Козьмин. Бородин, К. (К. Нечунаев)—«У ленин градских и московских рабочих». М. «Д. Неграмотность», 1926, стр. 51, ц. 30 к. _ Его же.—«В гостях у донбасцев». М. «Д. Неграмотность». 1927, стр. 55, ц. 35 к. К этим двум брошюрам приходится подходить с особой меркой. В литератур ном отношении—это примитив, неискус ное изложение того, что автор слышал, видел и только. Поэтому никаких литера турных претензий и пред’являть нельзя. Но в них есть нечто другое, что за ставляет остановиться. Автор—сибирский крестьянин из Тай- гинского района, Томского округа. Чи тая газеты, слушая разговоры о совет ском строительстве, достижениях, о смычке и т. д., он, вчерашний старовер, крепкий в своем боге, вдруг решает: врут все, и надо проверить их своими глазами: Бросает дом, хозяйство и с женой и маленьким ребенком едет в Ленинград, Москву, Донбасс без копейку денег—про верить на деле все советские достижения, строительство, смычку и т. д. Толкаясь по фабрикам, заводам, шах там, рудникам, вслушиваясь в разговоры рабочих, он записывает все это в своей блок-нот и после перерабатывает в кро шечные главки (23 в первой книжке и 28—во второй), преподнося их читателю в форме схематичных зарисовок. Шаг за шагом этот «неверующий в со веты», но верующий в бога «мужик» приходит к выводу, что, ведь, действи тельно Советский Союз растет, идет вперед, развивается, и жизнь строится по-новому. Каждый .чисток блок-нота просто говорит, а местами кричит об этом, и сумма отдельных листков дает интересную картину. Автор охватывает фабрики, заводы, общественные учрежде ния и организации, бродит по детским яслям, школам глухонемых, слепых, за лезает к беспризорникам, отмечает все недочеты, замеченные им, но выходит оттуда со свежей головой и мужицким языком говорит своим мужикам о том. как работает промышленность, как живет рабочий, проводит параллель между тру
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2