Сибирские огни, 1927, № 6
тю было расширить. Мимо этой хрестома тии учащемуся и школьному работнику Сибири пройти нельзя—каждому из них ■она поможет в их работе. К. Проф. Н. Н. Фирсов—«Крестьянская ре волюция на Руси в XVII веке». Госиздат, г. 125 стр. Ц. 60 к. Книжка известного знатока истории на родных движений в старой Руси, главным образом, Поволжья, проф. Фирсова вхо дит, очевидно, в серию «Истории освобо дительного движения в России» и пред ставляет очень сжатый очерк крестьян ских движений, начиная с «бунтов» эпо хи Годунова и кончая теми вспышками «разиновщины», которые дотянули до XV III века. Таким образом, хронологически «кре стьянская революция» почти совпадает с XV II в. Начало эпохи—конец старой мос ковской династии «Калитичей», сколотив ших из феодальных кусков свое госу дарство-поместье. Последний представи тель ее, Иван IV, так и не сумел выбрать ся из противоречий двух принятых по на следству взглядов на себя, как на хозяина богатого и доходного имения, и как на са модержавного государя. Он стремился в имении, стихийно превращавшемся в го сударство, выделить для себя и своей семьи особый «опричный» удел, и он же расчищал создавшееся государство от феодальных хозяйчиков. Революционные бури начала XV II в. смели и старую, не преодолевшую проти воречий, московскую династию и старое, ■с неопределившимися формами и идеоло гией, московское государство. Уже после политических бурь XVI- X V II в. в. остатки феодалов, во главе ко торых стояли не столько исконные Рюри ковичи, сколько новые гедиминовичи и нетитулованные боярские роды, соедини лись с крупнейшими представителями сложившегося, в результате ожесточенной классовой борьбы XV I в. дворянства и образовали ту московскую земельную аристократию, на которую оперлась новая династия Романовых и которая очень на поминала по своему составу и нравам свою французскую родственницу, как та сложилась между фрондой и француз ской революцией. Эта знать пыталась (или, вернее, вынуждалась) восстанавливать кое-что из прошлого хозяйственного быта вплоть до бесчисленной дворни в москов ских особняках, с которой боярин, или барин, продовольствовался за счет обо зов со всякой живностью, пряжей, тканьем и пр., подвозившимися из подмосковных, рязанских и др. имений. Но это была уже не окская Русь, несколько примитивная и замкнутая. Торговый капитал реорганизо вался и развил большую деятельность. Помещик, при всех своих феодальных наклонностях, был сильно вовлечен в тор говую деятельность. Пример показывал сам царь. Романовы были величайшими торговцами. Они торговал'-? всем: мехами, хлебом, холстом, вином, даже > лишками своих кухонь. Мало того, они . 1 ли вели чайшими монополистами. Пуцп я торгов ля, ревенная, даже некоторые предосуди тельные предприятия были в монопо;. ном пользовании дворца. По тому же пути шли ближние и не ближние бояре: разные Морозовы, Салтыковы, Милославские, На рышкины и т. д., окружавшие царей. Дру гое окружение давали купцы, которые и были в значительной степени комиссионе рами царя по торговым делам, как бояре по «неторговому отделу». В своеобразной форме осуществлялся идеал Курбского: под главенством царя на русской земле хозяйничала и управляла «головка»—ари стократия земельная и торговая. Это был расцвет крепостного права и тяглою строя—диктатуры правящего класса. Иван IV говорил, что русский народ похож на его, Ивана, бороду: чем больше стрижешь, тем более вырастает. Но народ стригли так, что часто не давали обрастать. Целые районы представляли страну, по которой прошло иноземное нашествие: безлюдные и разрушеннг деревни, покинутые паш ни. Появились , 0 вые социальные группы—■ бобылей, захребетников, гулящих людей, казаков. Это были представители люмпен- пролетариата (тот революционный кон тингент, который шел добывать себе зи пуны за Разиными и увлекал последних в поход на Москву против ненавистных бояр и гостей). Если «зипуны» отталкива ли от них тогдашнего середняка, то про- тиво-боярские походы захватывали часто и прожиточные элементы, хотя бы в на чальных стадиях. Вот на указанном хозяйственно-со циальном фоне и разыгрывались те собы тия, которые дали содержание интерес ной книжке проф. Фирсова. Это не иссле дование, а популярное научное изложение материала прежних трудов автора («Ра зиновщина», «Народное движение на Ру си в XV II в.», «Смута и народ на Руси в XV II в.», «Разиновщина, как социологиче ское и психологическое явление народной жизни»). Ценность работы Н. Н. Фирсова прежде всего в том, что и голодные бун ты при Годунове, и болотниковское дви жение, и самозванщина, и казачьи восста ния, и московские бунты, и разиновщина представлены, не как исторические эпизо ды, а вставлены в широкую общую исто рическую рамку. Это не эпизоды, а звенья. Читатель видит, как логически разверты вается в рамках экономической и со циальной эволюции цепь событий. Разви вается и идеология движения. Вначале мы видим стремление низов занять просто ме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2