Сибирские огни, 1927, № 6
до конца, тут революционная молодежь, романтикой, вложить в нее мягкую лю- еще зеленая, но тянущаяся всем своим су- бовь к человеку. Низовой любит человека, ществом к политической борьбе и гибну- Для него нет разницы в людях, он всех тая в ней, тут и безразличная ко всему любит. Он любит Василия Игохина—мужи- I руппа людей, туг завороженная кучкой ка строителя новой жизни, любйт и стари- смельчакои толпа и, наконец, мужичок- ка Егора Трохина—защитника старины, простачок, приехавший из деревни с по- любит и мадам Цанг, которой он кричит— дарком—буханочкой хлеба—за «орате- М-м Цанг, я вас ненавижу; любит и Мар- лем». гаригу с Плющихи—бывшую графиню. За Бибик дает в мелких рассказах большие всеми ими стоит сам автор, он чувствует- полотна дореволюционного рабочего. ся в каждой строке, в каждом слове. И Бибик пишет горе, Бибик пишет тюрем- эта одинаковая любовь к человеку не |)ый режим завода, фабрики, но Бибик не всегда в пользу автора. Она делает раз- стонет, не охает, Бибик кует своего героя личных, диаметрильно противоположных из стали и железа и за станком, где ка шляет чахоточный слесарь, чувствуется сила, которая не менее упруга и сильна, чем хот стальной кусок, который стружит ся на его станке. У Бибика насилие заводской админи с т р а ц и и , издевательство над рабочим, происки шпика, жандарма, у Бибика экс- плоатация детей, обыски, аресты, ссыл ка в каторгу, в Сибирь, у Бибика отрят.ы полиции, со штыками и стрельбой разго няющие рабочих, но где уныние, где ра стерянность, интеллигентщина? Их ,нег. Ксть железная воля, железный протест, местами неосознанный, стихийный, бод рый, яркий, пересыпанный юмором, жизнью, издевательством над администра цией, полицией, шпиком. Вот революция. Она еще не развернула крылья скованного рабочего, голод, раз руха еще давит его, подонки вылезли вверх, они мешают революции, они ру шат последнее, они ожесточают против революции, но упругий железный новый человек сметает их, и верится, что он создаст новую жизнь («Братишки»). Через нужду, разруху Бибик ведет к яркому, светлому будущему. Он заражает своей верой, и его рассказы (сборник «Жесткая учеба») создают под’ем у чи тателя. Бибиковские «Братишки» имеют много общего с вагонными рассказами П. Рома нова, но в общественном значении биби ковские «Братишки» стоят .несравненно выше. Обе книги читаются с неослабеваемым интересом. — В. Павел Низовой. —«Крыло птицы». По вести и рассказы. Моск. т-во писателей. Стр. 251. Тираж 4.000. Ц. 1 р. 50 коп. Книга—сборник случайных вещей, не связанных общей мыслью, временем, об становкой. Здесь прошлое в воспомина ниях, партизанщина, новый быт, картинки с натуры, советская действительность. Об’единяющим этот конгломерат вещей является лирика П. Низового. Низовой умеет везде, даже в партизанских расска зах, вскрыть душу человека, обвеять ее людей—близкими, нивелированными, не контрастными. Это плохо. В партизанских рассказах («Крыло Пти цы», «Золотое озеро», «В горных ущель ях») автор дает партизанщину издалека. Она задевает рассказы только краешком, случайным уголком. Герои живут в тайге, в горах, это кусочки разбитых суден, вы брошенные судьбою на сушу, от погиб ших партизанских отрядов. Таежная об становка, охота, звериная тропа—создают тонкий флер романтики, на котором ав тор ткет свои узоры, а герои рисуют борь бу за советскую власть и по лесным троп кам в конце выходят к партизанам. Романтичен и новый быт у Низового. Эго не яркая действительность, это романти ческая поэма, когда Василий Игохин строит мельницу, ставит на ней двигате ли, электрифицирует. Даже темные пят на советской действительности («Новь»)— преступление старика Никандра, сжигаю щего свой хлеб для того, чтобы не сда вать его продорганам; («Маргарита с Плющихи»)—бывшая графиня, торгующая пирожками—овеяны автором романтикой прошлого. То же надо сказать и об остальных рас сказах—картинах с натуры: «На промыс лы», «Фиалка», «Охотничье сердце» и др. Рассказы Низового сделаны тепло и мягко. Они резко контрастны с большин ством произведений нашего времени. Пуш. Новокшонов.—«Таежная жуть». ГИЗ. 1927. Стр. 311. Ц. 1 р. 75 к. Автор, очевидно, предполагал дать ху дожественное изображение партизанской борьбы и разгул белогвардейщины. Преж де всего, отсутствует художественность. Та цепь событий, фактов, отдельных сцен, которые вошли в повесть, покрыты ка ким-то унылым налетом протоколизма. Мысли, поступки, тяжелые положения действующих лиц совершенно не волнуют читателя. Та колоссальная эмоциональ ность, напряженность, которые были в борьбе рабочих и партизан с колчаковщи ной—здесь совершенно не выявлены. В по вести отсутствует художественное оформ ление. Партизанское движение, участник
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2