Сибирские огни, 1927, № 6

до конца, тут революционная молодежь, романтикой, вложить в нее мягкую лю- еще зеленая, но тянущаяся всем своим су- бовь к человеку. Низовой любит человека, ществом к политической борьбе и гибну- Для него нет разницы в людях, он всех тая в ней, тут и безразличная ко всему любит. Он любит Василия Игохина—мужи- I руппа людей, туг завороженная кучкой ка строителя новой жизни, любйт и стари- смельчакои толпа и, наконец, мужичок- ка Егора Трохина—защитника старины, простачок, приехавший из деревни с по- любит и мадам Цанг, которой он кричит— дарком—буханочкой хлеба—за «орате- М-м Цанг, я вас ненавижу; любит и Мар- лем». гаригу с Плющихи—бывшую графиню. За Бибик дает в мелких рассказах большие всеми ими стоит сам автор, он чувствует- полотна дореволюционного рабочего. ся в каждой строке, в каждом слове. И Бибик пишет горе, Бибик пишет тюрем- эта одинаковая любовь к человеку не |)ый режим завода, фабрики, но Бибик не всегда в пользу автора. Она делает раз- стонет, не охает, Бибик кует своего героя личных, диаметрильно противоположных из стали и железа и за станком, где ка­ шляет чахоточный слесарь, чувствуется сила, которая не менее упруга и сильна, чем хот стальной кусок, который стружит­ ся на его станке. У Бибика насилие заводской админи­ с т р а ц и и , издевательство над рабочим, происки шпика, жандарма, у Бибика экс- плоатация детей, обыски, аресты, ссыл­ ка в каторгу, в Сибирь, у Бибика отрят.ы полиции, со штыками и стрельбой разго­ няющие рабочих, но где уныние, где ра­ стерянность, интеллигентщина? Их ,нег. Ксть железная воля, железный протест, местами неосознанный, стихийный, бод­ рый, яркий, пересыпанный юмором, жизнью, издевательством над администра­ цией, полицией, шпиком. Вот революция. Она еще не развернула крылья скованного рабочего, голод, раз­ руха еще давит его, подонки вылезли вверх, они мешают революции, они ру­ шат последнее, они ожесточают против революции, но упругий железный новый человек сметает их, и верится, что он создаст новую жизнь («Братишки»). Через нужду, разруху Бибик ведет к яркому, светлому будущему. Он заражает своей верой, и его рассказы (сборник «Жесткая учеба») создают под’ем у чи­ тателя. Бибиковские «Братишки» имеют много общего с вагонными рассказами П. Рома­ нова, но в общественном значении биби­ ковские «Братишки» стоят .несравненно выше. Обе книги читаются с неослабеваемым интересом. — В. Павел Низовой. —«Крыло птицы». По­ вести и рассказы. Моск. т-во писателей. Стр. 251. Тираж 4.000. Ц. 1 р. 50 коп. Книга—сборник случайных вещей, не связанных общей мыслью, временем, об­ становкой. Здесь прошлое в воспомина­ ниях, партизанщина, новый быт, картинки с натуры, советская действительность. Об’единяющим этот конгломерат вещей является лирика П. Низового. Низовой умеет везде, даже в партизанских расска­ зах, вскрыть душу человека, обвеять ее людей—близкими, нивелированными, не контрастными. Это плохо. В партизанских рассказах («Крыло Пти­ цы», «Золотое озеро», «В горных ущель­ ях») автор дает партизанщину издалека. Она задевает рассказы только краешком, случайным уголком. Герои живут в тайге, в горах, это кусочки разбитых суден, вы­ брошенные судьбою на сушу, от погиб­ ших партизанских отрядов. Таежная об­ становка, охота, звериная тропа—создают тонкий флер романтики, на котором ав­ тор ткет свои узоры, а герои рисуют борь­ бу за советскую власть и по лесным троп­ кам в конце выходят к партизанам. Романтичен и новый быт у Низового. Эго не яркая действительность, это романти­ ческая поэма, когда Василий Игохин строит мельницу, ставит на ней двигате­ ли, электрифицирует. Даже темные пят­ на советской действительности («Новь»)— преступление старика Никандра, сжигаю­ щего свой хлеб для того, чтобы не сда­ вать его продорганам; («Маргарита с Плющихи»)—бывшая графиня, торгующая пирожками—овеяны автором романтикой прошлого. То же надо сказать и об остальных рас­ сказах—картинах с натуры: «На промыс­ лы», «Фиалка», «Охотничье сердце» и др. Рассказы Низового сделаны тепло и мягко. Они резко контрастны с большин­ ством произведений нашего времени. Пуш. Новокшонов.—«Таежная жуть». ГИЗ. 1927. Стр. 311. Ц. 1 р. 75 к. Автор, очевидно, предполагал дать ху­ дожественное изображение партизанской борьбы и разгул белогвардейщины. Преж­ де всего, отсутствует художественность. Та цепь событий, фактов, отдельных сцен, которые вошли в повесть, покрыты ка­ ким-то унылым налетом протоколизма. Мысли, поступки, тяжелые положения действующих лиц совершенно не волнуют читателя. Та колоссальная эмоциональ­ ность, напряженность, которые были в борьбе рабочих и партизан с колчаковщи­ ной—здесь совершенно не выявлены. В по­ вести отсутствует художественное оформ­ ление. Партизанское движение, участник

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2