Сибирские огни, 1927, № 6
КРИТИКАИБИБЛИОГРАФИЯ. «Иркутские поэты». —Сборник со всту пительной статьей Б. И. Жеребцова. Изда ние историко-литературной секции ВСОР- ГО. Иркутск. 1927. Стр. 62. Цена 40 к. Географическое общество в роли изда теля стихов—явление новое не только для Сибири. В то же время, когда крупнейшие издательства избегают выпускать такие сборники,—ВСОРГО мужественно приня ло на себя издание книжки и поевосходно его выполнило. Издания ВСОРГО вообще стали за последние годы образцовыми, та ков же и данный сборник: лирике пред шествует обстоятельная вводная статья Б. И. Жеребцова, а в конце книжки даны био-биографические справки об авторах. Сборник имеет ценность и по существу: преобладающие в нем мотивы—местного характера, они в известной степени геогра- фичны,—отсюда понятно и внимание к ним со стороны ВСОРГО. Иркутск дал сибирской и общерусской литературе целый ряд писателей: Омулев- ского, Олерона-Глушкова, Ис. Гольдберга, Уткина, Скуратова. Сейчас перед нами выступает (кроме А. Балина) иркутский молодняк: В. Вихлянцев, Е. Жилкина, Ив. Молчанов, А. Мурыгин, В. Непомня щих, Л. Черноморцев. Интереснее других—В. Непомнящих. Он прекрасно передает и буйную игру сти хийны» сил («Ледоход», «На Байкале»), и спокойный осенний пейзаж, и артельную работу сплавщиков. Стихи просты и выра зительны, автор знает и цену рифме и ра дость белого стиха, его образы подку пают читателя своим органическим (а не головным, не надуманным) происхожде нием, его ритмы четки и дружны с напев ностью. Думаем, что читатель не посетует на нас, если мы приведем здесь одно из характерных стихотворений Непомнящих «Сплавщики». — Фыркнул ветер бойкой белкой По задумчивым горам, Синева дробится мелко По шершавым шиверам. Ветру в голос спой, присвистни, Наша дружная артель! Мы не струсим, не раскиснем, Не напоремся на мель. Ловко действуем арканом, Знаем, где отбой, прибой— С малых лет была река нам Колыбелью голубой. Не пугай волной, порогом, Говорливая вода,— В партизанах наших много Было в буйные года. Шли тогда в других артелях, Для отчаянных атак, По-иному песни пели И ругалися не так. Все размыло, все раз’ело Быстротечье новых лет; Плавим мы не пленных белых, А смолевый белый лес. Новых песен переливы Рассыпаем по горам, По задумчивым заливам, По шершавым шиверам. Интересен и Черноморцев, в частности, его «Фактория»—благодатная тема, до сих пор еще не находившая отображения в сибирской поэзии. К сожалению, поэт еще не освободился от дурного влияния само довлеющего имажинизма, и пристрастие его к нагромождению образов приводит иногда к образности весьма неудачной: полуослепшие тени, льдов мозолистых ла донь, форты (? ) книг в солдатском ящике... Живописна и художественно-убеди тельна «Ангара»—Молчанова, которая «о гальку чешет косы», «упрямо камни гло жет» и стонет «совсем по-человечьи». Свеж и силен «Рассказ о мамонте»—Вихлянце- ва. Хороши его >:■е «Шахматы», особенно их вторая половина: «Красивы бескровные битвы, Задумчива ночь и тиха, И партии шахматной ритмы Струятся, как строфы стиха. И мы, неподвижны и немы, С окурком в застывшей руке, Всю ночь сочиняем поэмы На пестрой квадратной доске».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2