Сибирские огни, 1927, № 6

стояния случаи связи с Бразилией, Ново- Зеландскими островами, Южной Африкой, Австралией. С некоторыми из этих стан­ ций связь поддерживалась довольно про­ должительное время, и наблюдения над их слышимостью дали целый ряд интерес­ ных фактов. Были обнаружены, например, так называемые, мептвые зоны на полпу- ти Томск—Мадрид (Испания), которые за­ тем изменили свое положение. В настоя­ щее время подобного характера работа с заграницей уже не ведется, так как дан­ ные опыты уже сыграли свою роль в смы­ сле качественного суждения о тех рас­ стояниях, которые доступны коротким волнам. Двухсторонняя систематическая связь поддерживается сейчас только с Нижним и Владивостоком. Одною из за­ дач этих наблюдений, ведущихся на раз­ личных волнах в различное время суток, является выбор волны или ряда волн на­ иболее выгодных сообразно со временем суток. Было произведено несколько пооб- ных передач эксплоатационного характе­ ра, давших вполне удовлетворительные результаты. Ныне предполагается начать опыты по телефонии на коротких волнах по различным вопросам радио-техники. В сердце тундры на пароходе. Закончила свою работу экспедипия тов. Русанова по обследованию реки Нижней Тунгуски. Нижняя Тунгуска поотекает в скали­ стых горах, обильно п о р о с ш и х лиственни­ цей: фарватер реки довольно глубоковод­ ный. и мелководные перекаты на ней со- вепшенно отсутствуют. Экспедиция бес­ препятственно прошла на м о т о р н ы х кате­ рах от устья реки вверх по течению 900 километров до впадения в нее реки Кочу- чумо. По словам т. Русанова, Нижняя Тунгус­ ка, до августа месяца вполне доступная для плавания по ней больших судов на всем протяжении обследованного участка без всякой предварительной расчистки фарва­ тера. Не мешает плаванию лаже Большой порог, расположенный в 160 километрах от устья реки и имеющий 400 метров про­ тяжения пои высоте падения воды в три с половиной метра. Истекшим летом на порог беспрепятствен­ но смог подняться такой большой паро­ ход. как «Кооператор», ппошедший по ре­ ке 400 километров до устья реки Кочум- дэка. Для того же, чтобы сделать реку до­ ступной большим судам и после 1 авгу­ ста, придется произвести лишь незначи­ тельные подрывные работы на Большом пороге, удалив с фарватера подводные камни и обставив его соответствующими предостерегательными знаками. Развитие судоходства по Тунгуске бу­ дет способствовать развитию местной гор­ ной промышленности, даст возможность регулярно снабжать кочующее по берегам тунгусское население и эксплоатировать колоссальные лесные богатства. Экспедиция привезла в Новосибирск для анализа собранные ею на берегах этой реки образцы каменного угля, графита, никкеля, медной руды и других полезных ископаемых. Гидро-метеорологические работы на се­ вере Сибири. Гидрографическое уппавление со всеми своими филиалами (Убекосибири—в Си­ бири) отпраздновало столетний юбилей своих работ на морях, входящих в терри­ торию СССР. В отношении Сибири, в связи с необхо­ димостью для нее кратчайшего водного пути на заграничные рынки, нельзя не от­ метить целого ряда ценных работ. В 1918 г. на р. Лену была из Петрогра­ да снаряжена гидрографическая партия, которая вследствие начавшейся граждан­ ской войны была вынуждена осесть в Коаснояоске. Отсюда начали развиваться гидрографические работы, перекинувшие­ ся затем на Обский район. К 1918 году на берегах Карского моря уже существовали 4 гидро-метеорологиче- ских радио-станции, которые зиму и лето вели свои наблюдения. Неспокойная по­ лярная атмосфепа, льды и другие факто­ ры заставили обратить большое внимание на гипоо-метеорологические наблюдения. В 1920 г. в устье р. Енисея установлена гидоо-метеорологическая радио-станция, и начались наблюдения как с временно вы­ ставляемых на лето береговых постов, так и с гидрографических судов. Дальнейшее развитие гидро-метеороло- гических работ на полярном севере За­ падной Сибири ознаменовалось п о с т р о й ­ к о й еще одной гидро-метеорологической радио-станции в Новом Порту (месте пере­ грузочных операций транспортной экспе­ диции) и переходом метеорологической станиии Свердловской обсерватории в с. Обнорском в ведение Убекосибири. С 1925 года для целей мореплавания в Новом Порту ежегодно функционирует временное (на время навигации) бюро по­ годы, которое ежедневно по радио дает судам сведения о погоде и льдах. В по­ следние годы товаро-транспортной экспе­ дицией регулярно приглашаются опытные гидрографы для проводки экспедиции че­ рез Карское море и ведения гидро-метео- рологических наблюдений. Мопе, которое называли «Студеным» и считали «ледяным погребом», с развитием гидро-метеороло- гических работ, постепенно теряет свое незаслуженное прозвище.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2