Сибирские огни, 1927, № 6
стояния случаи связи с Бразилией, Ново- Зеландскими островами, Южной Африкой, Австралией. С некоторыми из этих стан ций связь поддерживалась довольно про должительное время, и наблюдения над их слышимостью дали целый ряд интерес ных фактов. Были обнаружены, например, так называемые, мептвые зоны на полпу- ти Томск—Мадрид (Испания), которые за тем изменили свое положение. В настоя щее время подобного характера работа с заграницей уже не ведется, так как дан ные опыты уже сыграли свою роль в смы сле качественного суждения о тех рас стояниях, которые доступны коротким волнам. Двухсторонняя систематическая связь поддерживается сейчас только с Нижним и Владивостоком. Одною из за дач этих наблюдений, ведущихся на раз личных волнах в различное время суток, является выбор волны или ряда волн на иболее выгодных сообразно со временем суток. Было произведено несколько пооб- ных передач эксплоатационного характе ра, давших вполне удовлетворительные результаты. Ныне предполагается начать опыты по телефонии на коротких волнах по различным вопросам радио-техники. В сердце тундры на пароходе. Закончила свою работу экспедипия тов. Русанова по обследованию реки Нижней Тунгуски. Нижняя Тунгуска поотекает в скали стых горах, обильно п о р о с ш и х лиственни цей: фарватер реки довольно глубоковод ный. и мелководные перекаты на ней со- вепшенно отсутствуют. Экспедиция бес препятственно прошла на м о т о р н ы х кате рах от устья реки вверх по течению 900 километров до впадения в нее реки Кочу- чумо. По словам т. Русанова, Нижняя Тунгус ка, до августа месяца вполне доступная для плавания по ней больших судов на всем протяжении обследованного участка без всякой предварительной расчистки фарва тера. Не мешает плаванию лаже Большой порог, расположенный в 160 километрах от устья реки и имеющий 400 метров про тяжения пои высоте падения воды в три с половиной метра. Истекшим летом на порог беспрепятствен но смог подняться такой большой паро ход. как «Кооператор», ппошедший по ре ке 400 километров до устья реки Кочум- дэка. Для того же, чтобы сделать реку до ступной большим судам и после 1 авгу ста, придется произвести лишь незначи тельные подрывные работы на Большом пороге, удалив с фарватера подводные камни и обставив его соответствующими предостерегательными знаками. Развитие судоходства по Тунгуске бу дет способствовать развитию местной гор ной промышленности, даст возможность регулярно снабжать кочующее по берегам тунгусское население и эксплоатировать колоссальные лесные богатства. Экспедиция привезла в Новосибирск для анализа собранные ею на берегах этой реки образцы каменного угля, графита, никкеля, медной руды и других полезных ископаемых. Гидро-метеорологические работы на се вере Сибири. Гидрографическое уппавление со всеми своими филиалами (Убекосибири—в Си бири) отпраздновало столетний юбилей своих работ на морях, входящих в терри торию СССР. В отношении Сибири, в связи с необхо димостью для нее кратчайшего водного пути на заграничные рынки, нельзя не от метить целого ряда ценных работ. В 1918 г. на р. Лену была из Петрогра да снаряжена гидрографическая партия, которая вследствие начавшейся граждан ской войны была вынуждена осесть в Коаснояоске. Отсюда начали развиваться гидрографические работы, перекинувшие ся затем на Обский район. К 1918 году на берегах Карского моря уже существовали 4 гидро-метеорологиче- ских радио-станции, которые зиму и лето вели свои наблюдения. Неспокойная по лярная атмосфепа, льды и другие факто ры заставили обратить большое внимание на гипоо-метеорологические наблюдения. В 1920 г. в устье р. Енисея установлена гидоо-метеорологическая радио-станция, и начались наблюдения как с временно вы ставляемых на лето береговых постов, так и с гидрографических судов. Дальнейшее развитие гидро-метеороло- гических работ на полярном севере За падной Сибири ознаменовалось п о с т р о й к о й еще одной гидро-метеорологической радио-станции в Новом Порту (месте пере грузочных операций транспортной экспе диции) и переходом метеорологической станиии Свердловской обсерватории в с. Обнорском в ведение Убекосибири. С 1925 года для целей мореплавания в Новом Порту ежегодно функционирует временное (на время навигации) бюро по годы, которое ежедневно по радио дает судам сведения о погоде и льдах. В по следние годы товаро-транспортной экспе дицией регулярно приглашаются опытные гидрографы для проводки экспедиции че рез Карское море и ведения гидро-метео- рологических наблюдений. Мопе, которое называли «Студеным» и считали «ледяным погребом», с развитием гидро-метеороло- гических работ, постепенно теряет свое незаслуженное прозвище.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2