Сибирские огни, 1927, № 6

Первые попытки более обстоятельного географического ознакомления с Сибирью начинаются уже после покорения Сибири русскими в XV I веке. Попытки эти делаются как 'русскими, так и иностранцами, стремивши­ мися через русских открыть путь в Индию и Китай. Например, путешествие англичанина Джекинсона в 1558 году. Из русских путешественников этого периода можно отметить атаманов Петрова и Елычева, «ходивших» в Китай «проведывать государства» неизвестных владетелей. Ко всем попыткам иностранцев выяснить положение сибирских дорог в Москве относились с большим опасением и всемерно стремились иностранных гостей туда не допускать. Вследствие этого в Западной Европе, до самого кон­ ца XV II века, ученые исследователи ограничивались только теми сведениями о Сибири, которые можно было почерпнуть в Москве путем перевода «ста­ тейных списков» и «описаний Сибири», доставляемых сибирскими «служилы­ ми» людьми. Таким путем, например, собрал сведения о Сибири голландец Масса, издавший в первой половине XV II в. «Описание Сибирских земель» и «Крат­ кое описание путей Сибири и ее городов». Таким же образом была составлена и книга Винзена «О северной и вос­ точной Татарии» в 1692 году. Лично русскими в продолжение XV II века был предпринят целый ряд полуторговых, полудипломатических поездок казаков в Китай и Монголию. Более или менее ценные результаты для географического изучения юга Сибири дал сохранившийся «статейный список» о двух таких разведках. Это— поездка Петлина в 1620 г. и Байкова в 1654 году. Кроме этих двух разведок, имеющих ценность исторических докумен­ тов, заслуживает внимания также «Описание путешествия в Китай» разведоч­ ной экспедиции 1675 года, составленное ее руководителем Спафарием. Несмотря на относительную ценность этих документов, они, тем не ме­ нее, представляют собой лишь сухой перечень названий. Несравненно боль­ ший запас сведений имелся в то время о средней и северной части Зап. Сиби­ ри в летописных сказаниях. Начало сибирским летописям было положено архиепископом Киприа- ном в 1622 году, собравшим и записавшим сведения о походе Ермака. Эта летопись сгорела, но сведения из нее по частям вошли в другие, со­ хранившиеся летописи—дьяка Саввы Есипова, написавшего в 1636 году свою летопись с какого-то «писания прежнего», и «Кунгурскую», составленную Семеном Емельяновичем Ремезовым (1650-1700). В Ремезовской летописи имеется много указаний «а чудеса и сведения церковного характера, что дает основание полагать, что сюда вошла значи­ тельная доля записей архиепископа Киприана. В ней вообще мало бытовых чфт и народных преданий. В этом отношении наиболее выгодно отличается от остальных своей ясностью и логичностью древнейшая из сибирских лето­ писей—летопись «Строгановская», но зато в ней опять сильно заметна фа мильная тенденция. Известна еще одна летопись, написанная в половине X V III века тоболь­ ским ямщиком Черепановым. Это был человек очень образованный для своего времени и имевший большую библиотеку. Существовало и еще несколько неизданных исторических летописей, но об них в исторических монографиях как-то всегда упоминалось лишь вскользь. Нужно вообще отметить, что все рукописные сказания о Сибири ,как-то мало подвергались критическим исследованиям.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2