Сибирские огни, 1927, № 6
Первые попытки более обстоятельного географического ознакомления с Сибирью начинаются уже после покорения Сибири русскими в XV I веке. Попытки эти делаются как 'русскими, так и иностранцами, стремивши мися через русских открыть путь в Индию и Китай. Например, путешествие англичанина Джекинсона в 1558 году. Из русских путешественников этого периода можно отметить атаманов Петрова и Елычева, «ходивших» в Китай «проведывать государства» неизвестных владетелей. Ко всем попыткам иностранцев выяснить положение сибирских дорог в Москве относились с большим опасением и всемерно стремились иностранных гостей туда не допускать. Вследствие этого в Западной Европе, до самого кон ца XV II века, ученые исследователи ограничивались только теми сведениями о Сибири, которые можно было почерпнуть в Москве путем перевода «ста тейных списков» и «описаний Сибири», доставляемых сибирскими «служилы ми» людьми. Таким путем, например, собрал сведения о Сибири голландец Масса, издавший в первой половине XV II в. «Описание Сибирских земель» и «Крат кое описание путей Сибири и ее городов». Таким же образом была составлена и книга Винзена «О северной и вос точной Татарии» в 1692 году. Лично русскими в продолжение XV II века был предпринят целый ряд полуторговых, полудипломатических поездок казаков в Китай и Монголию. Более или менее ценные результаты для географического изучения юга Сибири дал сохранившийся «статейный список» о двух таких разведках. Это— поездка Петлина в 1620 г. и Байкова в 1654 году. Кроме этих двух разведок, имеющих ценность исторических докумен тов, заслуживает внимания также «Описание путешествия в Китай» разведоч ной экспедиции 1675 года, составленное ее руководителем Спафарием. Несмотря на относительную ценность этих документов, они, тем не ме нее, представляют собой лишь сухой перечень названий. Несравненно боль ший запас сведений имелся в то время о средней и северной части Зап. Сиби ри в летописных сказаниях. Начало сибирским летописям было положено архиепископом Киприа- ном в 1622 году, собравшим и записавшим сведения о походе Ермака. Эта летопись сгорела, но сведения из нее по частям вошли в другие, со хранившиеся летописи—дьяка Саввы Есипова, написавшего в 1636 году свою летопись с какого-то «писания прежнего», и «Кунгурскую», составленную Семеном Емельяновичем Ремезовым (1650-1700). В Ремезовской летописи имеется много указаний «а чудеса и сведения церковного характера, что дает основание полагать, что сюда вошла значи тельная доля записей архиепископа Киприана. В ней вообще мало бытовых чфт и народных преданий. В этом отношении наиболее выгодно отличается от остальных своей ясностью и логичностью древнейшая из сибирских лето писей—летопись «Строгановская», но зато в ней опять сильно заметна фа мильная тенденция. Известна еще одна летопись, написанная в половине X V III века тоболь ским ямщиком Черепановым. Это был человек очень образованный для своего времени и имевший большую библиотеку. Существовало и еще несколько неизданных исторических летописей, но об них в исторических монографиях как-то всегда упоминалось лишь вскользь. Нужно вообще отметить, что все рукописные сказания о Сибири ,как-то мало подвергались критическим исследованиям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2