Сибирские огни, 1927, № 6
расспросила бы у атаманов, как они воевали с белыми. Вот кого провожаешь на войну или на службу, так же поешь и плачешь. Манер одинаковый со стихом. Я, бывало, провожаю Микиту своего в солдаты— народу найдет ко мне ужасти сколь! Я реву и радуюсь, что народу много ко мне навалило. При хорошем чтении этот стих даже за ■ноги берет. Как вспомянешь о побегах молодцов из тюрьмы, сотрясенье по тебе пой дет... Провожала я на войну Микиту своего, он оборотился напоследок к коням: «ах, кони, мои кони!» А я плачу! И от этого стиха, от каждого слова— хоть плачь!.. И за пел Микита мой: «Прощай, моя родна сторонушка!»— И тут чувствия у меня не ста ло... В сказу этом парная болезность с тем моим положением. БО ЧА РО ВА М. Т.— Слова в стихе такие, что аж вздрагиваешь! Мотив найти, так и голос под них подвести можно, всегда на улице можно распевать. До тех пор партизан мне жалко, что терпленья моего нету. Пропеть бы им сейчас похоронный марш. А лодочка-то, мореходка-то варначья! Так по Байкалу мчится, мчится, мчится и на бурю не глядит. ТИ ТО ВА Е . С.— «Синеусый старик Байкал»—художество это большое!.. Помин о партизанах долго будет ходить в народе. БО ЧА РО ВА М. Т.— «То не гуси-лебеди кричали, не пастух наигрывал дудой»— на этом месте будто запевка. Подтянуть хочется, на голос взять. З У Б К О В А В. Ф .— Надо ученикам разучить эту песню и петь в школе и на празд никах в деревне. Тогда еще она больше войдет нам в понятие. Ну, и песня же эта! БО Ч А РО В А. И.— Падение духа у партизанов было, когда они под’ехали к озе ру. Варнак их хорошо подбодрил. Смерть партизанских атаманов, проводы к могиле и мурава-то трава на сердце влияют, прямо поражают! Родного хоронишь... Все в стихе наклоняет тебя к думке, к мыслям прискорбным... Хвабрые были партизаны, которые убежали из тюрьмы. Ж Е Л Е З Н И К О В А Т. Ф.— Все с самого краю хорошо. Для меня хоть бы все бе лые собаки провалились! (Горько заплакала: вспомнила родных, погибших от белых в гражданскую вэйну. А. Т.). Через этих белых навек я пропала. Терзает эта песня душу мою. Зазнобно мне до упаду. Потому она и песня эта дадена, что у каждого сердце белыми убито. С Т Е КА ЧО В Т. В.— Имат за нерва. Ужасен Байкал. Партизаны не жалеют жизни за свободу7. Только не пришлось им пожить на свободе. Кидает стих этот в горе-то ску большую (Думно продолжает. А. Т .). «Два ясны сокола летят». Колчак этот— гад! Убивал, тиранил нашего брата! С Т Е КА ЧО ВА Н. Т.— И для прочих людей, и для нас понятливо обрисована борьба партизан с Колчаком. Уж эта война, поди, всем глаза выела. Война с белыми всем шею натерла. Ш У Л Ь ГИ Н А А. Г.— Бывало, в Косихе (соседнее районное село. А. Т .) бух !— бух !— бух! Ажно дрожишь. Даром, что за пятнадцать верст пальба... Прочтет чело век этот стих, и поймет про белых и красных. Унывность здесь всякая есть. Эта книжка тянет человека на советскую сторону. К белякам не поманит и к царю тоже. У нас от них, будь они прокляты, веку не было. От нужды еще молились за них, за сукиных детей, а они только слепоту на нас наводили. СОШ ИНА Е . И.— От книжки этой и темный человек очнется и весь подымется на белых. Вон у Татьяны сразу слезы посыпались. БО Ч А РО В А М. Т.—Татьяна вспомнила свое. БО Ч А РО В А А. П.—То-то и оно-то! Хоть свое вспомнила, да ревет. И всякий так: по своим— чужих людей жалеет. Стишок позвал слезинку. Без него она сидела бы и не плакала. З У Б К О В А А. 3. (Обращаясь ко мне. А. Т .).— Почему эту книгу ты раньше нам не читал? Надо бы давно ее прочитать. Она по нашему уму. ТИТО В Н. И.— Есть книги— ни смыслу в них, ни антиресу. На словах наты каешься, не можешь их в раз прочитать. А эту всегда бы я читал! З У Б К О В А В. Ф .— На песню клонит стих. С начала он лучше, в конце хуже. ТИ ТО В П. И.— У самих так было. Мурашку под кожу стих запущает. Пользи телен он для воспоминания исторического дела. Ш И ТИ КО В Д. С.— Расчудесно он тут все обвел партизанское стражданье при Колчаке! ЕД И Н О ГЛ А С Н О Е З А К Л Ю Ч Е Н И Е . Сказ политически воспитывает крестьян на советский лад, крепит воспоминания о героическом партизанском движении в Сибири. Его можно петь и должно изучать в школах. Нужен в деревне в первую очередь. П РИМ ЕЧАН И Е . Девятнадцатое июня приходилось на воскресенье. Почти все мужики и ребята-подростки работали в бору— рубили лес. В коммуне оставались только женщины и три-пять человек мужиков— конюхи, сторожа и пчеловод. В виду этого обстоятельства, я не устраивал общего чтения днем, а отложил его до вечера, когда ожидалось возвращение коммунаров из бору. Женщины от нечего делать со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2