Сибирские огни, 1927, № 6

ный же человек! Ну, он этому богу испытание сделал, хитрому старичку-то Матвею. Видит, что солдаты почти уверовали в Матвея, Денисюк тогда и пришиб его соб­ ственной рукой. СТЕКАЧОВ М. И.—Денисюк боялся, что Матвей своим чудом, зеркальцем-то, солдат разложит, отобьет от войны, ну, и долбанул этого бога. СОШИНА Е. И.—А настырный же этот старичок Матюха был. Ишь, какую ока­ зию удрал! ДЖЕЙКАЛО Ф. Ф.—Конечно, Матвей был шпион. Если бы он не шпион был, то белые его из винтовок смыли бы с окопов. А то сидит себе, как огурчик, и никто в него не попадает. ТИТОВА А. И,—Явственно представлено, как этот старичок в холщевой руба­ шечке по окопам похаживает, хлебушко в кружечку с водой помакивает. Ну, и правда подумаешь, что он святой. БОЧАРОВ Ф. 3.—Ядрено раскрашено! Баско. Видать, как бог-Матвей из лесочка выезжает на коне, а у него скляночка на лбу посверкивает. БОЧАРОВА А. П.—Все солдаты шибко в сумление вошли. Може, он и правдиш- ный бог? Стреляют, а у самих у них дрожь по рукам ходит. Пуля деда не берет. Как не чудо? Вот у всех в голове и пошел разброд. ШУЛЬГИН Т. И.—Завсегда так бывает, когда испужаешься. Только... Неужели ни один солдат не попал в деда? Как же так? Лошадь подбили, а он все цел? БЛИНОВ Е. С.—Случается так... Написано ясно, хорошо. Не подгонишь под «Ночь». А шибкого я тут ничего не нахожу. Так что-то... Игрушечное. По смыслу понятно, что комиссар должен был убить Матвея, а то аж сам он обалдел. Вот-вот поверит в чудо! А как увидал у деда на лбу зеркальце «А, ты вот кто, друг?!». Ну, и пужнул в него пулю. ШИТИКОВ Д. С.—Подделано маленько эго писание. Не верится, что красноар­ мейцы не попали в деда из винтовок. ТИТОВА Л. Е. (Возражает)—Дыть солдаты, поди, верили, что Матвей—бог. ЗУБКОВА В. Ф.—Чудной какой-то рассказ, а занятливый. Я все ждала, что же дальше с этим дедом отродится? БЛИНОВА Т. П.—Вишь, он с хитростью шел на войну, дед этот. «Не надо вое­ вать». Брехло како! Думал скляночкой обмануть. КОРЛЯКОВ И. Ф.—Хотел .религией красных провести, а его и дербалызнули. НОСОВ И. А.—Ясная была хитрость старикова. А про описание худого не ска­ жешь. С толком было все об’яснено. И всякого человека, про которого шел разговор в рассказе, видать лучше и не надо. ТИТОВ Н. И.—Не знаю, как кому, а мне эта история понятна и понравилась. Могло быть такое дело на войне, там чего только не бывает?! СТЕКАЧОВ Т. В.—Этому писателю завсегда так писать надо. А то в других рас­ сказах у него куда ни торкнешься,—ровно на камень налетишь. Ничего тебе в них не берется в голову. ЕДИНОГЛАСНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Из рассказа видно, как должен поступить не­ верующий большевик, когда его надувают религией. В нем показано, как белые на войне «околпачивали красных религией». В деревне этот рассказ прочтут с интере­ сом и поймут его. Поставить его во вторую очередь. ПРИМЕЧАНИЕ. Бог-Матвей понравился коммунарам больше других прочитан­ ных им произведений Вс. Иванова. Рассказ вызвал оживленные толки. Ни одно из действующих лиц его не осталось психологически непонятным. Чтение доставило слушателям удовольствие. Коммунары нашли, что действие в рассказе развертыва­ лось вполне логично и правдоподобно. Конец рассказа показался всем неизбежным. Другого не предполагали. Лишь один момент (неудача стрельбы в бога-Матвея) встретил сомнение у некоторых слушателей. Единственный слушатель—Е. С. Блинов принял бога-Матвея за не слишком серьезное произведение. Впрочем, это, видимо, потому, что он избалован великими писателями. В частности он увлекается В. Гюго, и им измеряет других авторов. Иван Евдокимов.—«Кони» (Чи т. 21 апр. 27 г.). БЛИНОВ Е. С.—Мало говорено, но много сказано. Сильно. Не сразу все выска­ жешь. Есть над чем раскинуть черепком. Не забудешь «Коней». Надо бы стариков оставить живыми. ЗУБКОВ П. С.—Штука здоровущая. Взял писатель счазу читателя под уздцы и ведет его до конца рассказа, ни на секунду не отпускает. ГЛАДКИХ А. И.—Почему старик бросил топор и ружье, когда воры зажгли его строение? Надо бы ему до последних сил бить воров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2