Сибирские огни, 1927, № 6
Это положение особенно верно в отношении крестьян. Художественное произведение, как известно, рассчитано прежде всего на эмоциальное существо человека. Через возбуждение эмоций, через их пути оно преобразует и наш ум. Если произведение искусства не зажигает наших эмоций, не заинтересовывает, не заражает, не тянет к себе внешними формами, то оно никчемно, или, во всяком случае, сила его воздей ствия на человека ограничивается. Скучность изложения заставляет каждого из нас захлопнуть самую великую по мысли книгу, и, может быть, мы делаем это, как раз не дойдя одной страницы до та ких мест, которые нас увлекли бы. Жизнь и смерть книги—в интересе ее изложения, в ее формальной стороне. Лучший писатель тот, кто счастливо соединяет в своих произведениях глубину мысли с заражающей формой изложения. Работа над художественной книгой с крестьянами показывает, что деревня прежде всего гонится за интересностью языка книги, за ее сюжетностью, потом уже за ее идейным содержанием. Крестьянское определение наилучшего художественного произведения совершенно одинаково с общепринятым на верхах литературы. «Ре визор», «Власть тьмы», «Недоросль», «Тартюф», «На дне», «Горе от ума», «Одиссея», «Господа Головлевы», «Потонувший колокол», «Горькая судьбина», «Брандт», «Мерт вые души», «Слепой музыкант», «Иуда Искариот», «Палата № 6 », «Деревня» (И. Бу нина), «Нравы Растеряевой улицы», «Песня про купца Калашникова», «Расточитель», «Кому на Руси жить хорошо» и много других, подобных произведений, крестьяне слушали буквально с затаенным дыханием и давали им великолепные, оригинальные и проникновенные толкования. Как видите, перечисленные творения изображают самые различные времена, народы, классы; написаны они авторами различных на ций, литературных школ, мировоззрений, приемов творчества и, несмотря на все это, крестьяне понимают и чувствуют их глубоко. Я и мои слушатели взяли себе за правило считать лучшими и нужными деревне те произведения, в которых одновременно соединены занимательная форма и глу бокое, поучительное и правдоподобное содержание. Крестьяне могут быть, мне кажется, недурными критиками современней ху дожественной литературы и потому еще, что в ней преимущественно изображается крестьянство или вышедшая из деревни рабочая среда. Масса служит нашим писате лям об’ектом изображения. Так пусть же сам этот об’ект скажет слово о том, верно или фальшиво рисуют его наши художники слова. Моя аудитория всегда была не слишком многолюдной. Тем не менее, это меня не пугало. По каждому прочитанному произведению с критикой выступало от восьми до сорока человек. И уже в этом количестве выступлений встречались повторения или разнообразные вариации одних и тех же мыслей. Опыт говорит, что 20-30-40 человек безошибочно угадывают и отражают в своей критике художественных про изведений мнения о них 200-300-400 других крестьян. Моя аудитория отличалась постоянностью состава, что давало мне возможность подвергать оценке художественные произведения при совершенно одинаковых услозиях. Крестьяне, особенно литературно неразвитые, по-детски страстно любят в со чинении занимательную фабулу. Поэтому, призвав их к критике высоких продуктов художественного слова, я серьезно опасался, что они, благодаря «грубости» их вкуса, предпочтут глупую сказку—истинно-художественному произведению. К моему удо вольствию, эти опасения не оправдались. «Бову», «Милорда английского», «Полкан- Полканыча» и прочую подобную «занятную» чепуху крестьяне ради фабулы слу шали, но бессмысленность и бесполезность ее содержания сейчас же отмечали. Дрянь они и называли дрянью. Самообмана не происходило. Без всякой ошибки чутье влекло их от этой дряни к настоящему художественному творению, будь оно напи сано в тонах реализма или в форме самой причудливой сказки. Народные сказки—русские и иностранные—и старые жемчужины сказочного художественного творчества (изредка, по особой нужде, я обращался и к старой классической литературе) всегда предпочитались крестьянами лубку. Несравненные художественные достоинства сказок великих мастеров живого слова и мудрость за ложенных в них идей, воспринимались крестьянами с восторгом и отыскивались без затруднения, скажу больше: не только взрослыми, но и детьми, в возрасте от 10-12 лет. И в школе, и в аудитории взрослых я много раз пытался «морочить» слушателей, читая им художественные и лубочные сказки и предлагая после читки сказать, какие красивее и умнее? Художественные сказки неизменно выигрывали. Замечу мимоходом, что наши издательства периодической крестьянской пе чати, пичкая газеты и журналы художественной литературой второго и третьего разбора, совершают тяжкую ошибку. Напрасно они думают, что высококвалифици рованным художественным произведениям место только в «Красной Нови», «Новом Мире», «Звезде» и др. толстых журналах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2