Сибирские огни, 1927, № 6
Однако, я и поныне, к сожалению, не нашел печатных основательных работ, содер жащих крестьянские отзывы о беллетристике и поэзии современных авторов. Обойден большой вопрос. Лет семь назад я, в качестве учителя начальной школы, получил возможность осесть крепко на одном месте и производить задуманные опыты крестьянского суда над произведениями художественной литературы. А в течение последнего года я ставлю эти опыты чуть не каждый день. Кратко расскажу их историю. Я учительствую в большой коммуне «Майское Утро», Барнаульского округа, Сибирского края. Коммунары любят литературу и ежедневно вечерами собираются в школу на чтения. Школа—очаг культурно-просветительной работы в нашем кол хозе. За семь лет существования коммуны я прочел ее членам множество всякой ли тературы и в том числе—сотни художественных произведений умерших и совре менных писателей—русских и иностранных. Больше, конечно, русских. Признаюсь, здоровая и беспристрастная критика сочинений, идущая исключительно из непосред ственного впечатления слушателей от прочитанного, часто удивляла меня своей глу биной и самобытностью. Под влиянием этой критики я решился придать своей рабо те по собиранию отзывов крестьян о писателях несколько упорядоченный характер. Я в откровенной беседе и самыми простыми словами рассказал коммунарам о своем замысле. Коммунары, сознавая общественную значимость опыта крестьянской кри тики художественных произведений, радостно согласились давать о них свои, безу словно, свободные мнения. Ни я от коммунаров, ни коммунары от меня ни в какой зависимости не находимся. Никто из авторов разобранных нами произведений—мне и моим слушателям—не враг и не друг. Полная об’ективность критики в моих запи сях, поэтому, была обеспечена. При чем я просил коммунаров, чтобы они ничуть не смущались своим корявым, «небаским» языком в изложении оценки произведений. Наоборот, я предупреждал их, что оценка будет тем дороже, чем непринужденнее она будет по языку. — Лупи, как придумалось, только чтоб по совести,—говорил я коммунарам. Впрочем, в этом долго не пришлось убеждать их: они никого не стеснялись при высказываниях, так как дело происходило в своей родной, домашней среде. По на шему взаимному соглашению, слушателям дано было право прерывать чтение тех произведений, которые покажутся им невыносимо скучными. Два слова скажу о способах ведения мною читок и записывания отзывов. Во лремя читок в зале у нас всегда тишина и порядок. Помещение просторное, чистое, воздуху много, тесноты и угару не фывает. Налицо все условия нормальной обста новки для слушателей. Я стараюсь читать все вещи с одинаковой добросовестностью. Никогда не утомляю слушателей. Большие вещи мы разносим на целые недели, но читаем их каждый день. После прочтения и небольшого отдыха, необходимого для обдумывания прослушанного, я записываю в тетрадь точно слова каждого комму нара, пожелавшего сказать о сочинении свое мнение. Пока я записываю, в зале происходят толки и споры по поводу слышанного. Из этих споров, судов да пересу дов я тоже выуживаю много интересного. Обычно крестьянская критика направляется по следующим линиям: правдо подобно ли изображенное писателем (разумеется, к сказкам это не относится), на сколько ощутимо отлиты типы, красив, меток и образен ли язык, задевает ли напи санное за живое и остается ли оно в памяти, чему хорошему или плохому научит данное сочинение деревню, нужна ли такая вещь в деревне и в какую очередь нужна? Условно мы делим произведения по их полезности деревне так: нужные в пер вую очередь, нужные во вторую очередь, нужные в третью очередь и совсем не нужные. После «приговора»*) слушателей о прочитанном произведении я в конце кре стьянских речей присоединяю от себя примечание, в котором то суммирую оценки, то оговариваю различные обстоятельства, выясняющие успех или провал вещи у публики. Если кто-либо из слушателей требует прекращения читки вещи, то я прошу его мотивировать это. Общее суждение и затем голосование выясняют: продолжать или прекратить дальнейшее чтение произведения. Если общий голос или большинство голосов—за прекращение, я послушно закрываю книгу, отмечаю в тетради «отказа лись слушать» и перехожу к очередной беседе или читке газет и сельско-хозяйствен- ной литературы. Когда же мне нужно бывает, в виду особых намерений, обязательно пропустить через голову крестьянской аудитории какого-нибудь писателя целиком, *)3аключения формулирую я, но по предложения.» аудитории. А. Т.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2