Сибирские огни, 1927, № 6

Мы знаем, что наши издательства, в силу ошибок, промахов, выпускают на ли­ тературный рынок много дряни, рассчитанной на деревню. Солидные средства изда­ тельств, благодаря этому, не только гибнут бесполезно, но часто идут в прямой вред рабочим и крестьянам, т. к. они ухлопываются на макулатурную дребедень, кото­ рую деревня не покупает. Убытки издательств на выпусках художественной литера­ туры для деревни, несомненно, на много сократились бы, если б у нас была надлежа­ щим образом поставлена рабоче-крестьянская критика литературы. Она нелицеприят­ но сказала бы издательствам: эту книгу масса принимает и ценит высоко—издавайте ее; эту книгу масса ценит плохо—сократите ее тираж; на эту книгу масса плюет—не губите денег на ее издание. Таким образом, массовая критика художественной литературы не только произ­ вела бы естественный отбор подлинно добрых, нужных деревне художественных произведений, но и сослужила бы почтенную службу режиму экономии в наших книгоиздательствах. Организация беспристрастной массовой критики художественных произведений слова и выявление ее в печати будет содействовать приобщению трудящихся к ли­ тературе, чего не смогут выполнить одни нынешние литературно-художественные ре­ цензии, непонятные массам. Мало того. Массовая критика литературных произведений в длительном опыте создаст в низах кадр настоящих ценителей живого слова, топорных, грубых, но уве­ систых, которые будут прекрасным коррективом, уздой для присяжных критиков, иногда несправедливо прославляющих слабые, неприемлемые сочинения и обрекаю­ щих на забвение действительно полезные образцы художественного слова. Рабоче-крестьянская критика литературы, наконец, помогла бы выдвинуть та­ лантливый литературный молодняк, который теперь, в большинстве своем, отши­ вается от солидных журналов, хотя дает, случается, вещи далеко лучше тех, что печа­ таются под покровительством «сильных литературного мира». У нас писатель с именем много значит. Пусть он напишет хоть голую ерунду, ее напечатают. Яркий пример—Есенин, которого в этом смысле, и совершенно спра­ ведливо, отмечали Л. Сосновский,- Н. И. Бухарин и друг. Он создал прекрасные творения. Но рядом с ними давал прорву чуши, которую печатают на лучшей бумаге и продают по высокой цене. Нельзя: у нас падки на имя, а разве у имени может быть что-либо абсурдное? Зато много дарований мы не знаем и, вероятно, не узнаем. В то же время в лучших наших толстых литературно­ художественных журналах пестрят одни и те же имена. Они так часто там повто­ ряются, что новых авторов меж ними почти не' замечаешь. Мы твердо храним традицию: начинающий писатель должен пробиваться к чи­ тателю непременно через святилище редакций толстых журналов или через руку авторитетного писателя. Этот путь хорош, но не всегда. Но почему бы начинающему литератору не открыть и третьей дороги—через массовую критику—к редакциям журналов, к издателям—и обратно к массам. Мне думается, что этот путь обязательно вызвал бы к жизни и работе целый сонм нужных рабочим и крестьянам даровитых художников слова, которым сейчас нет и нет ходу. Наши провинциальные лито и газеты, по совести говоря, мало дают простору начинающему беллетристу и совсем не руководят его развитием. Пресловутое воспитание литературного молодняка через провинциальные газеты и журналы совсем почти не касается деревенского белле- триста-новичка. Он всецело предоставлен самому себе. Его читатели и критики— крестьяне. Не вредно было бы забытых литераторов дерезни раскапывать и с кре­ стьянской оценкой рекомендовать их редакциям и издательствам. Изложенные выше соображения привели меня к мысли о необходимости по­ становки опытов крестьянской критики литературно-художественных произведений современных русских беллетристов. Опыты преследуют цель: узнать из уст самого крестьянства, как оно реагирует на современную художественную литературу, что из нее оно приемлет, что отметает, как негодь. Я до сих пор не видал книги, которая за­ ключала бы в себе доподлинные материалы, показывающие отношение крестьян к художественным произведениям слова. Считаю, что такие книги крайне нужны, и им давно надо бы появиться в свет. А если они есть, то это не делает и моего опыта лишним. Ведя культурную работу среди крестьянства в течение 18 лет, я постоянно наты­ кался на остроумные, меткие и правдивые оценки крестьянами различных художе­ ственных произведений слова, и они мне казались более основательными, чем многие печатные рецензии о тех же произведениях. Но записывать эти крестьянские оценки я не решался, полагая, по своей узкой литературной осведомленности, что другие на­ блюдатели народных аудиторий давно за это дело взялись и уже выполнили его.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2